Полный развал: 5 плюсов и 3 минуса оппозитных моторов

В мире есть всего два автомобильных бренда, которые массово применяют оппозитники – Porsche да Subaru. Фанаты этих марок ценят их во многом именно за уникальные движки. Почему тогда другие автоконцерны не торопятся переходить на такие моторы?
Полный развал: 5 плюсов и 3 минуса оппозитных моторов
(c) Subaru
В оппозитном двигателе цилиндры располагаются горизонтально по обе стороны от коленвала.

Поршни в них перемещаются в горизонтальной плоскости. Этим они отличаются от рядных и V-образных двигателей, у которых поршни ходят вертикально или с небольшим наклоном от вертикального положения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главное достоинство оппозитников – низкий центр тяжести. За счет того, что цилиндры положены набок, двигатель получается низким и широким. А раз так, то и центр тяжести автомобиля опускается, улучшается устойчивость, что для спортивных автомобилей однозначно хорошо.

Flat-twin engine
(c) Anynobody | Wikipedia

Самобалансировка – второе важное преимущество таких моторов. Работая по обе стороны от коленвала, поршни уравновешивают друг друга. Оппозитникам не нужны балансиры и балансирующие валы, а работают они тихо, без лишних вибраций.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отсутствие балансирующих частей в двигателе дает и другие плюсы:

  • Раз меньше крутящихся деталей, то меньше также трение и потери энергии в пустоту.
  • Такие двигатели хорошо работают на высоких оборотах, их считают оборотистыми.
  • У них высокий крутящий момент и хорошая тяга.
Porsche 991
(c) David Villarreal Fernández | Wikipedia

Думаю, вы уже сделали вывод. Оппозитный мотор – это выбор автомобилиста, любящего динамичное вождение. И такой водитель будет морально готов мириться с минусами такого мотора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недостатки

То, что минусы у них есть, признает даже Porsche. Когда немцы разрабатывали внедорожник Porsche Cayenne, то благоразумно создали для них линейку V-образных агрегатов.

А Subaru в какой-то момент отказалась признать те самые минусы и постигала их на собственном горьком опыте.

Невпихуемый

Для инженеров, проектирующих автомобиль, поместить этот широкий двигатель между колесами – непростая задача. Особенно учитывая, что нужно туда же упихать коробку передач, рулевую систему и подвеску.

Для сервисменов большие габариты мотора и горизонтальность цилиндров тоже создают больше проблем, чем выгод. Некоторые важные части двигателя находятся снизу от блоков цилиндров и добраться к ним для ремонта и обслуживания непросто.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Porsche engine
(c) Porsche
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два пол-двигателя

Хотя оппозитник устроен проще в вопросах балансировки, в других он оказывается несколько сложнее. Ряды цилиндров располагаются далеко друг от друга, поэтому многие системы приходится разводить на обе стороны: смазки, охлаждения, впрыска, выхлопную.

Разделение двигателя на фактически два пол-двигателя еще и повышает риск нарушения баланса между ними. Если, допустим, одна сторона охлаждается хуже, чем другая, то блок цилиндров начинает перекашивать от неравномерностей теплового расширения. Появляются вибрации, увеличивается износ. В целом, оппозитники несколько более уязвимы к разбалансировке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Аппетит к маслу

Также они имеют репутацию «масложоров». Из-за того, что поршни в них лежат горизонтально, их труднее равномерно смазать с обеих сторон. В рядных или V-образных цилиндрах масло имеет возможность стекать вниз, а в оппозитнике нет.

Subaru Boxer engine
(c) Subaru

Обеспечить нормальную циркуляцию масла особенно сложно во внедорожниках. Когда на ухабах кузов колыхается, излишек масла перетекает из картера в полости блоков цилиндров. Проблему эту можно решить, увеличив глубину картера. Но тогда увеличивается высота двигателя, повышается центр тяжести: с этой проблемой столкнулась Subaru, разрабатывая внедорожник Tribeca.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другим решением будет вовсе отказаться от оппозитного мотора, как сделала Porsche в случае с Cayenne.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не плохой, не хороший

В зависимости от сферы применения, плюсы и минусы оппозитников могут оказываться более или менее актуальными. Наиболее популярны они у производителей мотоциклов и легких самолетов. Их ценят за легкость, компактность и простоту. К мотоциклетному или авиационному двигателю не составляет труда подобраться со всех сторон, так что и обслуживать его не слишком трудно.

Flat-twin engine
(c) Jeffrey M Dean | Wikipedia

А в мире автомобилей они остаются выбором немногих фанатов, и вы теперь знаете почему. Возможно, и вы входите в их число?