Джиперо в стиле «Звездных войн»: что сделало Mitsubishi Pajero знаменитым, а потом погубило
Ожидается, что она будет представлена в 2027 году, и не как самостоятельная модель, а как люкс-версия кроссовера Outlander с гибридной трансмиссией и комплектацией, которая теоретически должна лишить сна боссов Range Rover. С одной стороны, новость разочаровывает, ведь экс-поклонники Pajero наверняка рассчитывали, что это будет самостоятельная модель.
С другой, Mitsubishi в определенном смысле возвращается к истокам, ведь Pajero и создавался в 1970-х в качестве конкурента для таких внедорожников, как Range Rover или Toyota Land Cruiser.
Корни
Первый прототип Pajero японцы показали почти ровно полвека назад, в 1973 году. Все предыдущие годы концерн выпускал по лицензии простенькие неубиваемые внедорожники Jeep, берущие начало от военного «Виллиса». Но в мире набирала популярность мода на комфортабельные внедорожники: у Toyota появилась модель Land Cruiser, у Jeep был Wagoneer, а Land Rover создал первое поколение Range Rover – автомобиль, который многие до сих пор считают верхом автомобильного дизайна.
Mitsubishi несколько опоздала с созданием комфортабельного внедорожника, поэтому нужно было создать нечто, чтобы переманить покупателей от уже заслуживших репутацию конкурентов. Ради этого инженеры пошли на ряд смелых технических решений.
Пожалуй, самым крутым стала независимая передняя подвеска. Отвергая неписаные правила создания внедорожников, Mitsubishi также оборудует двигатель турбонаддувом, в рулевую систему встраивает гидроусилитель, а сиденье водителя делает подрессоренным.
Серийное производство Pajero началось в 1981 году
Уже первых инноваций хватало на техническую революцию. А инженеры не останавливаются: в процессе производства модель получает пятидверную версию, амортизаторы регулируемой жесткости с управлением с приборной панели и дисковые тормоза на всех колесах.
Все эти фишки сделали внедорожник легким, динамичным и маневренным. На шоссе Pajero рулился как небо и земля в сравнении с тем же Land Cruiser. А если у кого-то были сомнения, что машина такой конструкции хороша на бездорожье, то в 1983 году новый внедорожник выиграл ралли Париж-Дакар. У скептиков еще вопросы есть?
Второе поколение
Оно появилось 10 лет спустя и стало культовым, в том числе благодаря необычному приметному облику. Если взглянуть на большинство конкурентов той поры, таких как Toyota 4 Runner, Opel Frontera или Nissan Pathfinder, можно заметить, что дизайнерским каноном считались горизонтальные линии капота и крыши. А стилисты Mitsubishi нарисовали кузов клиновидной формы: высокая крыша и капот плавно поднимались от передней части к задней, красиво изгибаясь.
Эта форма настолько нравилась автомобилистам, что даже высокомерная Toyota решилась на заимствование: ее новый внедорожник Land Cruiser Prado однозначно создавался под влиянием Pajero.
С технической точки зрения, второе поколение было развитием первого, хотя и новых фишек хватало. Mitsubishi стала одним из пионеров в создании электронно управляемых полноприводных трансмиссий. В ее новой коробке передач режимы переднего и полного привода и блокировки дифференциалом можно было менять на ходу (раньше для этого надо было останавливать машину). Вместо трех-четырех рычагов на торпедо остались всего два: рычаг самой коробки передач и селектор режимов раздаточной коробки.
Закат
В 1999 году Mitsubishi представила третье поколение. Его основными инновациями стала полностью независимая подвеска и несущий кузов с интегрированной рамой. Однако популярность модели начала падать, кто знает почему. Может быть, автомобилистам меньше понравился дизайн новой модели, менее цельный и динамичный, чем раньше.
Mitsubishi попыталась исправить это с четвертым поколением, создав облик, стилистически напоминавший культовое второе поколение.
А может быть, дело в том, что компания упустила техническое лидерство. Пусть новые Pajero были хороши, в них уже не было пионерских решений, как раньше.
А может быть, дело в том, что в 2000-х и 2010-х у Mitsubishi уже была линейка кроссоверов, более привлекательных для массового покупателя, прежде всего Outlander, Pajero Sport.
Факт остается фактом: в те времена, когда мода на внедорожники во всем мире только росла, продажи Pajero падали.
В 2016-м Mitsubishi вошла в состав альянса Renault-Nissan, боссы которого славятся умением ампутировать проекты, не приносящие прибыль. Так в 2021-м история Pajero прервалась. Теперь говорят, что она продолжится, но нам кажется, что это будет уже совсем другая история, хоть и с тем же названием.