Джиперо в стиле «Звездных войн»: что сделало Mitsubishi Pajero знаменитым, а потом погубило

На днях стало известно, что концерн Mitsubishi возродит свой знаменитый внедорожник Pajero. Те, кто уже к девяностым достиг возраста, когда мальчики читают автомобильные журналы, почувствуют, как сердце забилось быстрее.
Джиперо в стиле «Звездных войн»: что сделало Mitsubishi Pajero знаменитым, а потом погубило
(c) Mitsubishi
Пока новости о возрождении Mitsubishi Pajero – это только неподтвержденные слухи, обнародованные японским автомобильным изданием Best Car.

Ожидается, что она будет представлена в 2027 году, и не как самостоятельная модель, а как люкс-версия кроссовера Outlander с гибридной трансмиссией и комплектацией, которая теоретически должна лишить сна боссов Range Rover. С одной стороны, новость разочаровывает, ведь экс-поклонники Pajero наверняка рассчитывали, что это будет самостоятельная модель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

С другой, Mitsubishi в определенном смысле возвращается к истокам, ведь Pajero и создавался в 1970-х в качестве конкурента для таких внедорожников, как Range Rover или Toyota Land Cruiser.

Корни

Первый прототип Pajero японцы показали почти ровно полвека назад, в 1973 году. Все предыдущие годы концерн выпускал по лицензии простенькие неубиваемые внедорожники Jeep, берущие начало от военного «Виллиса». Но в мире набирала популярность мода на комфортабельные внедорожники: у Toyota появилась модель Land Cruiser, у Jeep был Wagoneer, а Land Rover создал первое поколение Range Rover – автомобиль, который многие до сих пор считают верхом автомобильного дизайна.

Mitsubishi несколько опоздала с созданием комфортабельного внедорожника, поэтому нужно было создать нечто, чтобы переманить покупателей от уже заслуживших репутацию конкурентов. Ради этого инженеры пошли на ряд смелых технических решений.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пожалуй, самым крутым стала независимая передняя подвеска. Отвергая неписаные правила создания внедорожников, Mitsubishi также оборудует двигатель турбонаддувом, в рулевую систему встраивает гидроусилитель, а сиденье водителя делает подрессоренным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Серийное производство Pajero началось в 1981 году

Уже первых инноваций хватало на техническую революцию. А инженеры не останавливаются: в процессе производства модель получает пятидверную версию, амортизаторы регулируемой жесткости с управлением с приборной панели и дисковые тормоза на всех колесах.

Mitsubishi Pajero 1 generation
(c) IFCAR | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все эти фишки сделали внедорожник легким, динамичным и маневренным. На шоссе Pajero рулился как небо и земля в сравнении с тем же Land Cruiser. А если у кого-то были сомнения, что машина такой конструкции хороша на бездорожье, то в 1983 году новый внедорожник выиграл ралли Париж-Дакар. У скептиков еще вопросы есть?

Второе поколение

Оно появилось 10 лет спустя и стало культовым, в том числе благодаря необычному приметному облику. Если взглянуть на большинство конкурентов той поры, таких как Toyota 4 Runner, Opel Frontera или Nissan Pathfinder, можно заметить, что дизайнерским каноном считались горизонтальные линии капота и крыши. А стилисты Mitsubishi нарисовали кузов клиновидной формы: высокая крыша и капот плавно поднимались от передней части к задней, красиво изгибаясь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Mitsubishi Pajero II generation
(c) Japanise Nostalgic Car
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эта форма настолько нравилась автомобилистам, что даже высокомерная Toyota решилась на заимствование: ее новый внедорожник Land Cruiser Prado однозначно создавался под влиянием Pajero.

С технической точки зрения, второе поколение было развитием первого, хотя и новых фишек хватало. Mitsubishi стала одним из пионеров в создании электронно управляемых полноприводных трансмиссий. В ее новой коробке передач режимы переднего и полного привода и блокировки дифференциалом можно было менять на ходу (раньше для этого надо было останавливать машину). Вместо трех-четырех рычагов на торпедо остались всего два: рычаг самой коробки передач и селектор режимов раздаточной коробки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Закат

В 1999 году Mitsubishi представила третье поколение. Его основными инновациями стала полностью независимая подвеска и несущий кузов с интегрированной рамой. Однако популярность модели начала падать, кто знает почему. Может быть, автомобилистам меньше понравился дизайн новой модели, менее цельный и динамичный, чем раньше.

Mitsubishie Pajero III generation
(c) IFCAR | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Mitsubishi попыталась исправить это с четвертым поколением, создав облик, стилистически напоминавший культовое второе поколение.

Mitsubishi Pajero IV generation
Источник: Slash Gear

А может быть, дело в том, что компания упустила техническое лидерство. Пусть новые Pajero были хороши, в них уже не было пионерских решений, как раньше.

А может быть, дело в том, что в 2000-х и 2010-х у Mitsubishi уже была линейка кроссоверов, более привлекательных для массового покупателя, прежде всего Outlander, Pajero Sport.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Факт остается фактом: в те времена, когда мода на внедорожники во всем мире только росла, продажи Pajero падали.

В 2016-м Mitsubishi вошла в состав альянса Renault-Nissan, боссы которого славятся умением ампутировать проекты, не приносящие прибыль. Так в 2021-м история Pajero прервалась. Теперь говорят, что она продолжится, но нам кажется, что это будет уже совсем другая история, хоть и с тем же названием.