Ностальгия по 1990-м: чем интересна редкая «одиннадцатая» «Волга»
Основные ресурсы бросили на разработку кузова и передней подвески. В принципе, логичное решение, ведь именно внешний облик и управляемость сильнее всего влияют на восприятие автомобилистов.
Над обликом будущей «Волги» доверили работать молодому дизайнеру Игорю Безродных. Новый кузов получился крупнее и солиднее, чем у предшественницы, и впервые был проработан с точки зрения пассивной безопасности.
Впервые с семидесятых годов «Волга» получила современную подвеску. Наконец-то ГАЗ отказался от использования шкворней, что в разы упростило обслуживание. Кроме того, конструкторы ГАЗа перешли на реечное рулевое управление, передние тормоза стали дисковыми, на машине появилась антиблокировочная система тормозов.
А вот задняя подвеска и коробка передач остались прежними. И двигатель оставили все тот же – ЗМЗ-406. Для начала и он сойдет, решили на заводе, а позже его можно будет заменить на более мощный инжекторный ЗМЗ-405, а то, глядишь, и дизель Steyr поставить.
Восторг и трепет
Публике автомобиль показали на моторшоу в Москве в 1998 году. Очевидцы тех дней вспоминают, что пробиться к автомобилю, чтобы осмотреть его вблизи и ощупать, было почти нереально – его все время окружали толпы людей, желавших того же.
Все сразу поняли, на что намекал дизайнер Игорь Безродных, создавая облик ГАЗ-3111 – конечно, на ГАЗ-21, любимую «Волгу» всех времен. Одних ретро-тема привела в восторг, другие ругали автора. Равнодушию вокруг этой машины места не было.
Иронично, но похоже, что именно повальный ажиотаж погубил проект. Увидев его, руководство Горьковского автозавода заторопилось запускать новинку в серию, хотя инженеры и водители-испытатели говорили, что ее еще нужно дорабатывать и дорабатывать.
Они-то знали, какой непростой и капризный характер у милашки. В своем текущем варианте «Волга» была склонна к заносу и раздражала водителей нечеткой работой рычага КПП, динамика была ленивой. Как минимум, нужно было доработать реечное управление, подвеску и коробку передач, чтобы они работали как следует. Кроме того, нужно было поработать и над технологичностью, чтобы привести цену машины в соответствие с реалиями рынка.
Несмотря на эти сложности, ГАЗ начал выпускать модель на малосерийном опытном участке и начал продажи. Цена у автомобилистов вызвала шок: в два раза выше серийной «Волги» предыдущего поколения ГАЗ-3110. Мечтающих купить новинку стало резко меньше.
Тогда ГАЗ пошел административным путем – чиновников и директоров госпредприятий стали заставлять пересаживаться на «одиннадцатую». Однако и те упирались руками и ногами, поскольку с качеством у машины обнаружились серьезные проблемы. Приятель, работавший в нижегородском оборонном институте в те годы, рассказывал, что когда их директор отправлялся в Москву на новой машине, за ней всегда ехал «дублер» ГАЗ-3102 – на случай поломки в пути.
В итоге производство ГАЗ-3111 свернули уже в 2002-м, выпустив всего 417 экземпляров. Теперь эта «Волга» очень ценится среди автоколлекционеров. Начхать, что ездовые качества так себе – главное, что редкая.
В конечном итоге, ГАЗ свернул все многочисленные проекты, над которыми работал в девяностых – и «Волгу», и «Атаман", и внедорожник ГАЗ-3106, и многие другие, сосредоточившись на "ГАЗели". И это, наконец, стало правильным решением: сосредоточение усилий на единственной модели позволило ему создать действительно хороший грузовичок, который любят сотни тысяч водителей.