Правда ли, что вариатор менее надежен, чем автомат: простой вопрос и неочевидный ответ
Традиционный вариант обозначается аббревиатурой CVT (continuously variable transmission). По сути, она представляет собой пару шкивов переменного радиуса, на которые натянут стальной ремень.
Однако в гибридных моделях как минимум двух автопроизводителей – Toyota и Honda – используется трансмиссия, получившая название EVT, в которой ни стального ремня, ни шкивов, зато есть комбинация из планетарной коробки передач и электромотора. Если вам интересно было бы узнать, как устроены такие трансмиссии, кликайте самый правый лайк под статьей: мы в редакции будем знать, что читатели хотят про них отдельный материал.
Про eCVT как раз все источники уверяют, что она надежна как египетские пирамиды. А все известные проблемы связаны с традиционными вариаторами. Вот о них давайте и поговорим подробнее.
Факт №1. Плохой старт
В серийных легковых автомобилях вариаторы появились в конце 1980-х. Трансмиссии того времени отличались сырой, недостаточно отработанной конструкцией. В частности, печально известны частыми поломками стали японские вариаторы JATCO, которыми были оборудованы модели Nissan и Jeep того времени.
К тому времени конструкция обычных коробок-автоматов была уже хорошо отработана и лишена «детских болезней». Неудивительно, что на их фоне вариаторы смотрелись проигрышно. Вот простые водители и решили: вариатор – это ненадежно.
Самое слабое место любого вариатора – это ремень. Есть масса причин, по которым он может преждевременно износиться:
- большие нагрузки,
- плохое качество трансмиссионной жидкости,
- пыль и жара.
В результате ремень нередко рвется, а его части разлетаются по коробке мелкой шрапнелью с катастрофическим эффектом. После такой поломки ремонт оказывается настолько дорогим, что проще заменить коробку передач целиком.
Факт №2. Проблема отчасти решена
Тридцать лет, прошедшие с той поры, инженеры потратили на совершенствование CVT и устранение их недостатков. И добились большого прогресса: современные вариаторы неплохо служат. По рассказам многих владельцев, первые проблемы появляются лишь после того, как машина отъездит 300-400 тыс. км. Не каждый автомат столько служит!
Однако тут не зря использовано слово «отчасти». В надежности современных вариаторов кроется одно условие: ТО нужно делать своевременно и с хорошим качеством.
Впрочем, почему это должно вас смущать? Я уверен, что мои читатели наверняка хорошо следят за своими машинами. Если плюсы вариатора вас привлекают, то смело выбирайте машину с CVT, не пожалеете.
Факт №3. Плюсы действительно есть
Нет, вариатор не для любителей гонок. Его достоинства – комфорт и экономичность. Машины с вариатором разгоняются плавно и без рывков, связанных с переключением передач, хотя и несколько вяло.
Кроме этого, вариаторы меньше шумят и меньше весят, чем обычные коробки-автоматы, оставляя больше пространства для пассажиров.
Факт №4. От бренда к бренду
Часть нареканий относятся не к вариаторам в целом, а к моделям конкретных брендов. Опять же, иногда упоминают Nissan: по отзывам, машины этой марки начинают на старте дрожать, а на высокой скорости реагируют на нажатие педали газа очень вяло, делая обгон некомфортным.
Факт №5. Уход имеет значение
Главным образом, он состоит в своевременной замене трансмиссионной жидкости.
Причем в некоторых ситуациях рекомендуется менять ее чаще, чем указано в инструкции производителя, например:
- если вы живете в городе и много ездите по пробкам,
- если живете в жаркой и пыльной местности.
Все техобслуживание лучше выполнять у грамотных специалистов, чтобы быть уверенным, что все сделано правильно.
Кроме этого, с вариатором не стоит изображать из себя драг-рейсера. Как уже говорилось, достоинство вариатора – не динамика, а комфорт.
Здоровья вашей ласточке.