«Клаксон? Нет, не слышал». Автомобиль начала 20 века разгонял пешеходов кипятком из радиатора

Устройство машины, созданной по заказу жившего в Индии британца, шокирует, и в то же время помогает представить порядки в Индии начала прошлого века.
«Клаксон? Нет, не слышал». Автомобиль начала 20 века разгонял пешеходов кипятком из радиатора
(c) Louwman Museum
В 1900-х богатый шотландский инженер Роберт Николл Мэтьюсон, работавший в Калькутте, развлекал себя тем, что заказывал все новые автомобили.

Тот, что вы видели на заглавном фото, считают прадедушкой современных лоурайдеров и хотродов, это первый кастомизированный автомобиль всех времен. Британцу, живущему в атмосфере яркой восточной роскоши, явно не по душе были строгие формы «роллс-ройсов», «бенцев» и «де-дион бутонов» той эпохи, потому что он обратился на верфь Brooke Marine, строившую яхты для богачей, и поручил сделать кузов в виде лебедя, плывущего через озеро, покрытое золотыми лилиями.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Swan Car

Brooke сделал его из дерева, как делал яхты, и в результате автомобиль, получивший название Swan Car («машина-лебедь») весил целых 3 тонны и стоит в 10 раз дороже, чем стандартный Rolls-Royce того времени.

Впрочем, сильнее удивляет не кузов, а набор примочек, встроенных в него по заказу владельца.

  • Глаза лебедя представляли собой два куска янтаря.
  • Клюв раскрывался, обдавая прохожих паром из системы охлаждения, разгоняя плотную толпу индийской бедноты.
  • К колесам были прикреплены щетки, чтобы счищать налипший на шины слоновий помет.
  • В салон была встроена перегородка между пассажирами и водителем, а владелец отдавал шоферу приказы с помощью машинного телеграфа, не унижаясь до разговоров со слугой.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Swan Car
(c) Jay Leno's Garage | YouTube
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Над головами пассажиров была лучшая система климат-контроля тех лет – двойная крыша, защищающая от горячего экваториального солнца.
  • Выхлоп от двигателя был выведен на два рожка, издающих лебединые клики.
  • Не смейтесь, машина еще и какала по-лебединому. Для этого в задней части кузова было встроено устройство, лившее на дорогу белую густую смесь.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Телеграф в салоне Swan Car image
Телеграф в салоне Swan Car
(c) Jay Leno's Garage | Youtube

Нет, Боб, это так не работает

Мэтьюсон рассчитывал, что в таком автомобиле он сможет важно проплывать по улицам Калькутты, устраняя толпу на своем пути. Но получилось иначе: каждое появление Swan Car на улицах столицы вызывало беспорядочную панику. Разочарованный инженер продал машину местному махарадже. Тот был в восторге и даже заказал себе второй, поменьше, чтобы катать сына по дворцовому парку.

70 лет автомобиль-лебедь был у махараджи и его наследников, пока в конце концов не пришел в забытие. В 1991 году голландский автоколлекционер Эверт Лувман нашел его, выкупил, вывез в Нидерланды и отреставрировал. Теперь он находится в коллекции музея. Все его фишки работают, удивляя зрителей, когда Swan Car появляется на шоу уникальных автомобилей в разных уголках Европы.