Как работает проекционный дисплей – и 3 вещи, которые вы о нем не знали

Дисплеи лобового стекла бывают разной конструкции, со своими достоинствами и недостатками у каждого варианта. Эта статья поможет разобраться, какой дисплей выбрать... и нужна ли вам вообще эта опция.
Как работает проекционный дисплей – и 3 вещи, которые вы о нем не знали
(c) autoevolution
Технология эта далеко не новая: первый серийный автомобиль с проекционным дисплеем появился около 35 лет назад.

Тем не менее, настоящий бум начался буквально в последние годы. Теперь автопроизводители предлагают проекционные дисплеи (HUD, head-up display – англ.) на большинстве своих автомобилей, причем некоторые уже в базовой комплектации.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, такое устройство можно запросто купить в автомагазине и дооборудовать свою ласточку, даже если с конвейера она сошла без дисплея.

Раз вы читаете эту статью, видимо, у вас на приборной панели дисплея лобового стекла пока нет. Тем лучше, что она попалась вам сейчас, до того, как вы решили его установить. С использованием этих приборов есть несколько нюансов, и далее о них.

Варианты устройства штатных дисплеев HUD

Если проекционный дисплей установлен на машину на конвейере, то он управляется ее бортовым компьютером. Данные, которые нужно отразить на лобовом стекле, передаются в блок формирования изображения, затем на проектор. Лучи проектора проходят через систему линз и зеркал, которая увеличивает изображение и перенаправляет его... куда? Тут есть два варианта.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Отдельный экран

Как правило, в бюджетных машинах на приборной панели устанавливается небольшой экран из полупрозрачного стекла и изображение транслируется на него.

Дисплей лобового стекла
(c) Maruti Suzuki
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У этого варианта есть два недостатка.

  • Во-первых, изображение получается довольно маленьким и находится оно в самой нижней части лобового стекла. Такой дисплей лишь в малой степени удобнее для водителя, чем обычная приборная панель.
  • К тому же, этот экранчик загораживает часть лобового стекла, уменьшая видимую область.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пленка на лобовом стекле

В более дорогом и удобном варианте на лобовое стекло наносится пленка, содержащая прозрачные люминофоры. Когда луч лазерного проектора попадает на стекло, на нем появляется светящаяся точка.

Head-up display
(c) Stradvision

У такого дисплея возможности намного круче.

  • Во-первых, он позволяет создавать по-настоящему крупное изображение, которое, к тому же, оказывается прямо перед глазами водителя.
  • А во-вторых, он позволяет сделать удобнее использование некоторых систем ADAS. Например, если в машине есть система распознавания, пешеходов, велосипедистов и дорожных знаков, то она будет подсвечивать их на лобовом стекле.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Head-up display, bicycle warning system
(c) Automotive News Europe
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неоригинал

В наши дни вы можете оснастить дисплеем лобового стекла любую машину, даже если вам в наследство досталась прадедушкина «Победа». Все, что нужно – это зайти в автомагазин или на маркетплейс и выбрать наиболее подходящее устройство.

Выбор вариантов довольно разнообразен.

  • Есть устройства, которые полностью имитируют работу штатного аналога. Их нужно подключать к бортовому компьютеру через OBD-порт.
  • Более простые варианты используют данные с вашего смартфона: вы прикрепляете на переднюю панель коробочку проектора, к которой прикреплено стекло дисплея, и подключаете смартфон через провод или Bluetooth.
  • Есть и совсем примитивные варианты, которые представляют собой стеклышко, прикрепляемое к экрану смартфона.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Smartphone head-up display
(c) Hudway

Плюсы и минусы

Если в машине есть дисплей лобового стекла, то водителю не приходится отвлекаться от дороги, чтобы свериться со спидометром или другими приборами на панели. Все источники скажут вам, что это повышает безопасность.

Но есть плюсы и поинтереснее. К примеру, на дисплее можно отражать информацию, которую не дает приборная доска.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Например, показания скорости, измеренные датчиком GPS в смартфоне, будут более точными, чем данные штатного спидометра.
  • Если вы любите пошустрить, то дисплей может показать данные бокового ускорения.
  • А джиперы оценят фишку с углами крена кузова и цифровой компас на лобовом стекле.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Head-up display navigation
(c) Volkswagen
  • Далее, на дисплее можно отражать указания навигатора.
  • Или сочетать с функцией «свободные руки» на смартфоне при звонках.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако у дисплеев есть и недостатки, и серьезные.

  • Во-первых, видимость изображения резко падает в ряде случаев – в дождь, в солнечную погоду.
  • А ночью оно, наоборот, может быть слишком ярким, ухудшая видимость дороги.
  • Дисплеи также плохо сочетаются с тонировочной пленкой и поляризационными очками.
  • А если вы используете недорогой вариант, который задействует смартфон, то сам смартфон будет быстро портиться оттого, что лежит на передней панели, подставленный лучам солнца и потокам горячего воздуха из системы обогрева лобового стекла.

Как видите, выбор «быть или не быть дисплею» и «каким ему быть» далеко не очевидный. Да, прогресс сделал проекционные дисплеи доступными для простых автомобилистов. Постепенно он сделает их достаточно удобными, чтобы совсем отказаться от приборной доски. А пока смотрите, какой выбор будет правильным лично для вас. Надеюсь, статья вам помогла в этом.