Как устроены безвтыковые поршни: все, что вы хотели знать. Без сложных терминов
Когда вы увидите следующее фото, то сразу поймете, за что их так назвали. В зеркале – верхней плоской поверхности поршня, обращенной в камеру сгорания – проточены две или четыре канавки полукруглой формы.
В народе их просто и остроумно прозвали «безвтыковыми», и вот почему.
Как правило, устанавливают такие поршни на двигатели, оснащенные ремнем ГРМ. Как известно, газораспределительный механизм включает в свой состав либо цепь, либо ремень. Цепь надежнее, но тяжелее и дороже. Ремень дешевле, однако он быстрее изнашивается и есть существенный риск, что он порвется во время работы.
В такой ситуации газораспределительный механизм перестает работать. Его задача – закрыть клапана в тот момент, когда поршень поднимается в верхнее положение, иначе поршень ударит по ним – катастрофическая поломка, после которой приходится заменять буквально полдвигателя.
Проточки как раз и делаются на случай обрыва ремня – при подъеме поршня клапан провалится в это углубление. Эврика, решение найдено.
Не все так шоколадно
Тольяттинские конструкторы – не единственные, кто в свое время отказался от применения безвтыковых поршней. Их популярность с годами снижается во всем мире. Причина в том, что добавление проточек плохо влияет на многие характеристики двигателя, а в первую очередь – на мощность, экономичность, экологичность и ресурс.
Для начала, верхняя стенка поршня должна быть довольно толстой, чтобы в ней без потери прочности можно было проточить канавки. Такой поршень получается более тяжелым, увеличивая нагрузки на трущиеся части шатунно-поршневой групы и ускоряя их изнашивание.
Далее, форма камеры сгорания получается более сложной, поэтому топливо сгорает менее равномерно. Уменьшается мощность, больше паров топлива попадают в выхлопную систему. А это еще и вредно отражается на сроке службы катализатора. По этой же причине двигатель становится более подвержен детонации.
Проточки немного увеличивают объем камер сгорания, и в той же мере падает компрессия. Опять же, это снижает мощность.
Так нужны или нет?
Надежность двигателей постепенно растет, даже тех, что оснащены ременным приводом ГРМ. Автомобилисты все реже делают замену ремня сами, особенно в развитых странах, доверяя эту работу сервисменам, выбирая качественные запчасти и делая замену в срок. В таких условиях вероятность обрыва ремня становится настолько невелика, что ею стали пренебрегать.
А отказаться от нее довольно соблазнительно: без проточек проще создать двигатели, которые укладываются в жесткие экологические нормы и при этом стоят недорого.
Однако в России все еще высок риск нарваться на некачественные запчасти, а многие автовладельцы не могут преодолеть соблазн сэкономить на качестве запчастей и сроке их замены – конечно, я не имею в виду вас, мой читатель, вы наверняка все делаете правильно. Но тенденция есть, и, видимо, именно по этой причине АвтоВАЗ решил вернуться к этой технологии.
Гаражный тюнинг
Существует еще одна ситуация, в которой безвтыковые поршни могут быть полезны – речь идет о форсировке двигателя. Это бюджетный вариант прибавить «лошадей», если не по карману полноценный спортивный автомобиль.
Тут баланс плюсов и минусов меняется в пользу конструкции с проточками. Риск обрыва ремня повышается из-за увеличения мощности и оборотистости мотора. С обратной стороны, для спортивного автомобиля экономичность и экологичность – второстепенные факторы, и с ухудшением этих показателей можно смириться.
Хотите знать больше о новых моторах ВАЗ? Здесь Techinsider собрал все, что о них известно на текущий момент.