Меж «Окой» и «Калиной»: загадка исчезновения 5 моделей Lada из 1990-х
Вообще история Волжского автозавода в этот период довольно запутана. Завод пробовал одну идею за другой в поисках выхода из плачевной ситуации, в какую его загнала командная экономика. В конце 1980-х старая советская формула продаж «берите-что-дают-и-радуйтесь» больше не работала: нужно было изучать вкусы автомобилистов и искать возможность предложить им то, что они хотят.
Одна трудность была в том, что между «Окой» и «Самарой», двумя легковыми моделями, выпускавшимися конвейерами Тольятти, явно не хватало третьей, промежуточного размера. Правда, существовала ЗАЗ-1102 «Таврия». Но ее, во-первых, не хватало на всех желающих, во-вторых, проволочки и задержки со стороны Минавтопрома СССР привели к тому, что выпуск «Таврии» задержали как минимум на 10 лет, и даже в самом начале производства машинка не могла считаться современной.
Елабуга
В том же 1988-м в кабинетах министерства автомобильной промышленности родилась «гениальная» идея: строящийся в Елабуге тракторный завод КамТЗ переквалифицировать в автомобильный. КамТЗ к тому времени строился уже четыре года, но за это время всего треть работ были выполнены. Одному министру известно, с чего он решил, что тракторный завод при переделке в автомобильный вдруг начнет строиться быстрее. И откуда взять для него конструкторские кадры.
Тем не менее, именно здесь предполагали разработать и производить модель с индексом 1112 – ту самую, промежуточную между «Окой» и «Ладой». А для разминки модернизировать «Оку», оснастив ее 3-цилиндровым двигателем увеличенной мощности – этот проект получил название ХМ-1121, – и перевести ее производство на будущий ЕлАЗ.
Дальше начинается полная катавасия. Насколько я смог разобраться, первые прототипы новой пятидверной модели с четырехцилиндровым двигателем носили уже название ЕлАЗ-1125 – от индекса 1112 отказались. Автомобильные историки предполагают, что базой для этой модели стала более крупная ВАЗ-2108 «Самара» – на это указывает одинаковая колесная база двух машин. При этом новая модель была короче на 25 см и уже, вписываясь в B-класс.
Затем правительство СССР заключает договора о сотрудничестве с Fiat и нанимает Porsche для работы над двигателем новой модели. Но не 1125-й, а уже другого проекта, названного A-93. Итальянские партнеры быстренько довели совместную с ВАЗом разработку до конвейера – получился хорошо известный Fiat Punto. А тольяттинская модель свет так и не увидела: события 1991 года и ранних девяностых не позволили закончить работу над A-93.
АВВА
В 1993 году идея создания автомобиля B-класса привлекла интерес Бориса Березовского, в те годы владельца компании «ЛогоВАЗ», сколотившего капитал и влияние на торговле «Ладами». Пусть история олигарха полна темных пятен, его предприимчивость восхищает: именно Березовский придумал, как в условиях кризиса в экономике изыскать средства на продолжение разработки. Суть его проекта была в том, чтобы учредить новую компанию, собрать инвестиции за счет продажи ее акций и сертификатов на покупку автомобиля, и на эти средства построить в Тольятти новый автомобильный завод, с высокой степенью автоматизации. Выпускаться здесь должна была новая высокотехнологичная модель B-класса. Разработкой ее занимался тот же Волжский автозавод, получивший 70% акций новой компании АВВА (Автомобильный Всероссийский Альянс).
Название проекта снова изменилось – теперь ее упоминали в прессе как ВАЗ-1116. И снова мы практически ничего о ней не знаем: есть лишь несколько фотографий, опубликованных журналом «За рулем». Посетители выставок того времени могли осмотреть дизайнерский макет в полную величину, а на собрании акционеров 1995 года всем участникам раздали по сувенирной модели будущей машины. А потом проект завяз – собранных финансов не хватило ни на постройку завода, ни на разработку машины.
«Калина»
Впрочем, нельзя сказать, что все труды конструкторов пошли прахом. Глядя на ту историческую сувенирку, можно заметить, насколько ВАЗ-1116 похож на будущую Lada Kalina. И охотно веришь рассказам, что появление «Калины» стало возможным во многом именно благодаря наработкам по проектам A-93 и 1116.
А в 2006 году Серпуховский автозавод начал выпуск трехцилиндровой «Оки» – помните проект ХМ-1121? Только двигатель у нее теперь был импортный, разработанный японским концерном Daihatsu и выпускаемый в КНР на заводе FAW, а называлась она ВАЗ-11116.
Сложное было времечко, но именно оно научило нас, что история не развивается линейно, а свивается в удивительные петли.