Нужно ли вашей машине малозольное масло: простой ответ на сложный вопрос
При этом образуется зола – сульфатные и фосфорные соли металлов. Сразу оговоримся: не путайте золу с другими продуктами горения масла, нагаром и сажей. Нагар образует черную пленку «непереваренных» углеводородов на поверхности цилиндров, а сажа и зола уносятся в выхлопную систему.
В выхлопной системе смесь выхлопных газов попадает на катализатор в бензиновых двигателях или на фильтр сажевых частиц (DPF) в дизеле. Сажа дожигается, разлагаясь на углекислый газ и водяные пары. А то, что катализатор или фильтр DPF пережечь не могут, и есть зола.
Если золы много, то она начинает забивать поры катализатора или фильтра. Рано или поздно она заблокирует их настолько, что движок начнет терять мощность и вырастет расход топлива. С их наличием связана и вторая проблема: соли фосфора реагируют с платиной в катализаторе, уменьшая его эффективность. В конце концов, катализатор придется менять.
Металлы – в масле?!
Однако металлы в масле нужны по ряду причин. Именно соединения металлов обеспечивают полезные свойства многих присадок, добавляемых к моторным маслам. Они не дают образовываться отложениям и задирам на стенках цилиндров, замедляют коррозию и останавливают образование пены. Вспомните, что и в обычном мыле скользкость и моющие свойства обеспечивает соль – карбонат калия, или старый добрый поташ.
Как понижают зольность
Итак, налицо конфликт: присадки полезны, но присадки вредны. Чтобы решить эту проблему, автомобильные инженеры пробуют получить многие полезные свойства – щелочность, моющие свойства и другие – с применением органических заменителей солей. Это позволяет уменьшить содержание солей, а в конечном итоге – золы.
Так появились масла с пониженной зольностью – содержанием золы в продуктах сгорания масла, – которые в просторечье называются малозольными или низкозольными.
Как отличить
Главным образом нужно ориентироваться на этикетку.
Малозольные масла европейских брендов для бензиновых двигателей несут обозначения C1, C2, C3 или C4, а для дизельных – E6, E9 или E11, в соответствии со стандартом, разработанным Европейской ассоциацией автопроизводителей.
В Америке стандарты разрабатывает Американский нефтяной институт: здесь малозольные масла носят обозначения CJ-4, CK-4 и FA-4.
В Азии действует свой стандарт ILSAC.
Поскольку стандарты в автомобильной отрасли довольно быстро эволюционируют, мы рекомендуем соблюдать требования инструкции к конкретному автомобилю, где параметры зольности должны быть прописаны.
Кстати, вы знаете, что в катализаторах западных автомобилей используется платина, а в азиатских другой металл – родий? Разные свойства платины и родия влияют и на состав присадок в маслах – в азиатских более строгие ограничения по солям фосфора, зато нет ограничений по сульфатам. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы выбирать масло строго под требования конкретного автопроизводителя.
Каким двигателям малозольные масла полезны
Если говорить в целом, то чем более современный двигатель, тем ниже должны быть параметры зольности – за немногочисленными исключениями.
Например, двигатели с турбокомпрессором, дающие до 100 л. с. на литр объема и более, требуют строго малозольного масла. Именно такие движки стоят в большинстве китайских моделей, заполонивших Россию в прошедшем году.
Затем, двигателям на газовом топливе нужно малозольное или специализированное масло, отмеченное аббревиатурами SNG или LPG.
Кому малозольные масла противопоказаны
- В первую очередь, старых двигателям экологического класса ниже Евро 3 малозольное масло не даст пользы – скорее, повредит.
- Сложности с малозольными маслами возникнут также в регионах, где бензин соответствует классу Евро 3 или ниже. Такое топливо вредно влияет на свойства самого масла. Если по паспорту автомобиля нужно именно малозольное масло, то его придется чаще менять.
- Еще одно исключение – «заряженные» двигатели таких марок, как Brabus или AMG. Им требуется полнозольное масло из-за более напряженных условий работы.