Как в СССР изобретали гибридный автобус: неожиданный поворот
Если вы ездили на ПАЗ-3205 или других старых автобусах, ведущих историю еще со времен СССР, то знаете, в чем недостатки высокого пола. Чтобы попасть в салон, нужно довольно высоко занести ногу, чтобы встать на подножку, а затем подняться еще на две ступеньки. Посадка в низкопольный автобус гораздо комфортнее.
Конструкторам Головного союзного конструкторского бюро (ГСКБ) во Львове предстояло разработать автобус с высотой пола от земли всего 360 мм. Ни одна трансмиссия из числа тех, что выпускали советские автозаводы, не уместилась бы в такую узкую щель между кузовом и землей.
Сделаем гибридный привод, решили инженеры
Двигатель поставим сзади от водителя, там же будет генератор, а электромоторы пусть приводят в движение задние колеса.
Чтобы еще ниже опустить мосты, автобус поставили на колеса уменьшенного диаметра. Учитывая большой вес автобуса, число осей увеличили до четырех.
Автобус получил название ЛАЗ-360ЭМ – или, по другим источникам, ЛАЗ-360Э. Буква Э в этом случае означает не «электрический», а «экспериментальный».
Гибрид vs передний привод
Увы, гибридная силовая установка не оправдала надежд. Тогда инженеры решили попробовать другое решение: создать переднеприводный вариант, чтобы не нужно было протягивать под полом карданный вал. У второго прототипа двигатель стоял уже не позади, а справа от водителя, и приводил в движение передние колеса. Колеса на этот раз выбрали стандартного размера, а число осей снова уменьшилось до двух.
Возможно, это единственный случай в истории, когда гибридный привод оказался конкурентом переднего привода. Впрочем, и второму автобусу, названному ЛАЗ-360 – без буквы Э – тоже не суждено было пойти в серию. Время низкопольных автобусов в нашей стране начнется лишь 20 лет спустя.