Как в СССР изобретали гибридный автобус: неожиданный поворот

Перед советскими конструкторами стоял выбор: сделать автобус с передним приводом или с гибридной силовой установкой? Что за чушь, скажете вы, это же совершенно разные вещи, и они решают разные задачи. Но это как посмотреть...
Как в СССР изобретали гибридный автобус: неожиданный поворот
В общественном достоянии
В конце 1960-х годов на Львовском автобусном заводе впервые задумались об идее низкопольного автобуса.

Если вы ездили на ПАЗ-3205 или других старых автобусах, ведущих историю еще со времен СССР, то знаете, в чем недостатки высокого пола. Чтобы попасть в салон, нужно довольно высоко занести ногу, чтобы встать на подножку, а затем подняться еще на две ступеньки. Посадка в низкопольный автобус гораздо комфортнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сделаем гибридный привод, решили инженеры

Двигатель поставим сзади от водителя, там же будет генератор, а электромоторы пусть приводят в движение задние колеса.

Чтобы еще ниже опустить мосты, автобус поставили на колеса уменьшенного диаметра. Учитывая большой вес автобуса, число осей увеличили до четырех.

ЛАЗ-360ЭМ
В дизайне машины есть интересная фишка: гнутые в вертикальной плоскости лобовые стекла. Вам нравится?
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автобус получил название ЛАЗ-360ЭМ – или, по другим источникам, ЛАЗ-360Э. Буква Э в этом случае означает не «электрический», а «экспериментальный».

Гибрид vs передний привод

Увы, гибридная силовая установка не оправдала надежд. Тогда инженеры решили попробовать другое решение: создать переднеприводный вариант, чтобы не нужно было протягивать под полом карданный вал. У второго прототипа двигатель стоял уже не позади, а справа от водителя, и приводил в движение передние колеса. Колеса на этот раз выбрали стандартного размера, а число осей снова уменьшилось до двух.

ЛАЗ-360 фото
ЛАЗ-360
В общественном достоянии

Возможно, это единственный случай в истории, когда гибридный привод оказался конкурентом переднего привода. Впрочем, и второму автобусу, названному ЛАЗ-360 – без буквы Э – тоже не суждено было пойти в серию. Время низкопольных автобусов в нашей стране начнется лишь 20 лет спустя.