Как работает уникальная защита днища Tesla: деталь, которая удивляет многих
Оба случая довольно экзотические в том смысле, что удар пришелся на днище и повредил аккумулятор. Это привело к пожарам.
Эти 2 случая возгорания привлекли к себе больше внимания, чем 200 тысяч пожаров с бензиновыми авто, случившихся в том же году, если верить статье, собственноручно написанной Илоном Маском для блога Tesla. В обоих авариях обошлось без жертв: бортовой компьютер вовремя рекомендовал пассажирам выйти из машины, что они и сделали. Даже если бы они не смогли покинуть салон, противопожарная керамо-стальная перегородка спасла бы их от огня, утверждает статья.
Тем не менее, компания решила, что антипиар ей ни к чему, и задалась целью создать систему защиты днища, способную выдержать любые атаки – даже удар торчащего из земли стального прута, на который машина налетает на полном ходу.
Титан и алюминий
Первыми новую защиту получили седаны Model S, причем как новые, так и существующие – для этого автовладельцам надо было заехать на сервисную станцию, где механики устанавливали комплект из трех элементов.
По описанию компании, работает защита следующим образом. Первым с препятствием встречается поперечный алюминиевый профиль скругленной формы, закрепленный между передними колесами. Его задача – отбить предмет, попавший под машину. Если это невозможно, как в случае со стальным прутом, то хотя бы перенаправить: опасный объект проткнет передок машины, но будет отведен от батареи и других элементов силовой электроники.
Ближе к салону машины под днищем установлен небольшой бронещит из титанового сплава, защищающий критически уязвимые части в нижней части машины.
На случай, если даже удар об титан не сможет раскрошить и смять опасный предмет, днище закрывает длинный штампованный лист из алюминиевого броневого сплава толщиной около 6 мм. Он тянется от передней части салона до заднего бампера.
Защита днища под задним свесом имеет отгибы справа и слева. Они улучшают аэродинамику, увеличивают жесткость листа и предохраняют его от царапин, если водитель при парковке задним ходом наезжает на бетонный бордюр.
Вариации на тему экономии
Начиная с моделей Model 3 и Model Y, инженеры Tesla пересмотрели и упростили схему защиты. На смену алюминиевой полосе и титановому щиту пришел гладкий лист, закрепленный между передними колесами и выполняющий роль защиты «картера» – я взял это слово в кавычки, потому что картера у электромобилей нет.
Минуточку, а как же запас хода?
У всех, кто хоть немного понимает в инженерном деле, наверняка мелькнула тень сомнения: простите, но ведь вся эта броня должна весить немало и плохо влиять на запас хода. На практике все наоборот, утверждает компания. Да, добавочный вес увеличивает расход электроэнергии – на жалкие 0,1%. Однако гладкое днище улучшает обтекаемость и экономит заряд батареи на шоссе.
А надо ли это?
Не возьмусь судить, насколько принятые компанией меры по защите днища были оправданы. Одно могу сказать точно: китайским брендам, что хлынули в Россию в последние пару лет, стоит присмотреться к опыту компании Илона Маска в части защиты кузова от повреждений и позаимствовать хотя бы часть из них.
Хотите знать больше об особенностях электромобилей Tesla? Почитайте эти наши истории: