Сколько может прожить мотоцикл – и что надо делать, чтобы накатать на нем 500 тысяч
Насколько именно? Что же, в мире немало энтузиастов, которые по полвека и больше колесят по дорогам на своих классических чопперах и турингах.
Правда, пробег, который они наматывают, поменьше автомобильного. Среди четырехколесных машин немало моделей, которые заслужили репутацию миллионников (здесь о них более подробно). В мотоциклетном мире максимум, подтвержденный живым свидетельством – это пробег около 500 000 км. «У меня было несколько экземпляров Honda CX500, когда я работал курьером в Лондоне, – вспоминает мотоэнтузиаст Джон Хэддок. – Каждый накатывал по 300 тысяч миль (480 000 км) на родных поршневых кольцах и цилиндрах. Видок у них был ужасный, но работали без перебоев».
«Недавно я для проверки снял головки цилиндров моего BMW R100 1976 года: кольца, пальцы, прокладки, стенки цилиндров – все было как только что с конвейера... после 43 лет и почти 270 тыс. км по дорогам Северной Америки», – говорит его собрат по любви к двухколесникам Эрнст Херст.
Ну это они прихвастнули, могут сказать многие простые мотоциклисты. Потому что гораздо чаще можно наблюдать обратное: байк не проехал и 10 тысяч, а уж и масло жрет, и заводится плохо, и компрессия ниже плинтуса.
И это второй важный факт, который надо знать о долговечности:
Самое время поговорить о том, из каких факторов он складывается. Если исключить самый банальный из них – качество изготовления на заводе, – то мы насчитали шесть важных вещей.
Число холодных стартов
Срок жизни большинства мотоциклов обычно определяется двигателем – именно он стареет раньше других узлов. Исключения есть, о них позже.
«Срок службы мотоциклетного двигателя правильнее измерять в запусках, а не в километрах, – говорит Херст. – Если, к примеру, вы завелись и проезжаете в среднем 10 км за поездку, мотоцикл накатает всего 20 тыс. км. А если ваши поездки в два раза длиннее, то и 30-40 тысяч».
У раритетных мотоциклов 90% износа набирается в первые минуты после запуска двигателя, считает он. У современных мотоциклов, за счет более эффективных смазочных материалов, этот показатель упал до 75%, но и это очень много.
Пока двигатель не прогрелся полностью, он работает в условиях масляного голодания. За время стоянки моторное масло стекает с деталей вниз и остывает, теряя смазывающие характеристики. Первые несколько секунд работы мотора уходят на то, чтобы масло снова прогрелось и протекло по маслопроводам, создав защитную пленку на трущихся деталях.
Нагрузка
Другой вопрос, что степень износа сильно зависит от манеры езды владельца. Если вы завели мотор, сели и сразу выжали полный газ, износ будет очень сильным. А если толкнули педаль стартера, дали несколько минут потарахтеть на холостых оборотах и лишь тогда отправились в дорогу – у таких владельцев мотоциклы служат в разы дольше.
Размер двигателя
Известный факт жизни: легкие мотоциклы служат менее долго, чем большие. Причина в том, что их маломощные двигатели работают в среднем в более нагруженном режиме. Согласитесь, мотор объемом 125 куб. см. должен стараться куда больше, чтобы разогнать двухколесник с одним ездоком до, скажем, 60 км/ч, чем его собрат с двигателем 650 куб. см. Отсюда и более высокий износ.
Тип мотоцикла
Это к вопросу об исключениях. Меньше всего живут внедорожные спортивные мотоциклы – по понятным, надеюсь, причинам. Значительно дольше скоростные шоссейные модели, а еще дольше туристические, с их ненагруженными двигателями большого объема.
Хранение
Прописные истины: любую технику нужно регулярно использовать, тогда она прослужит долго. А если мотоцикл простаивает зимой или владелец путешествует на нем только в ежегодный отпуск, то перед хранением его нужно консервировать. Важно также, стоит ли техника на открытой стоянке или в гараже.
Обслуживание
В Советском Союзе говорили «человек любит ласку, а машина смазку». Похожие пословицы вы найдете в любом языке мира. «Узлы надо тщательно перебирать и смазывать – привыкайте знать свою машину до винтика, – говорит Хэддок. – Часто сверяйтесь с руководством по уходу... станьте сами себе механиком и лучшим другом своего байка».