9 смешных и редких пикапов, которые автозаводы в СССР не выпускали из ворот
Ну а раз на нем делаются автомобили, то надо их и использовать в качестве такого транспорта, так? Не всегда. Хорошо тем заводам, которые делают грузовики – они, действительно, могут возить детали на своих машинах. Хотя, как вы дальше увидите, даже здесь есть нюансы. Ну а если завод делает автобусы или малолитражки? Тогда советские конструкторы начинали проявлять чудеса изобретательности, превращая «Оки» и «Запорожцы» в пикапы.
ЗИЛ
Начиная с 1948 по 1985 год ЗИЛ выпускал коротенький грузовик-тягач АТУ-100, практически неизвестный автомобилистам Советского Союза (АТУ значит «автотранспортное управление»). Эти машины возили грузы по территории завода, иногда выезжая и на улицы, чтобы доехать от одного цеха до другого.
Приглядитесь к кабине: она не зилковская, а газовская. Агрегатной базой для АТУ-100 служили горьковские «полуторки» ГАЗ-ММ, а двигатель брали от легковушки ГАЗ-М20 «Победа». Раму и мосты обрезали, чтобы получить узкий и короткий автомобиль, способный маневрировать даже в цеховых проходах. Позже АТУ стали комплектовать более мощными моторами и ставить кабины от ЗИС-150. Как правило, работали они в паре с тележкой массой до 4 тонн.
ГАЗ
Горьковчане сделали более легкий пикап ГАЗ-50 на базе ГАЗ-69. Как и зиловская модель, она получилась узкой и короткой, с колеей всего 1250 мм и базой 1800 мм, и работала в качестве тягача для примитивных заводских тележек.
ЗАЗ
Вряд ли можно найти более неподходящую машину для конвертации в пикап, чем заднемоторная малолитражка. Запорожцев это не остановило и они сделали на базе ЗАЗ-968 пикап ЗАЗ-968МП. Не смейтесь, но в девяностые грузовой «запор» даже продавался в автомагазинах.
ВАЗ
Начиная с ВАЗ-2101, заводчане использовали собственные «Жигули» для перевозки грузов, переделывая их в пикапы. Среди них были даже электромобили – заводской транспорт дает отличную возможность обкатывать новые технологии и понять их плюсы и минусы.
В начале девяностых ставропольское предприятие «Энергомаш», позднее переименованное в «ВАЗинтерсервис», предложило легкие пикапы подобной конструкции простым автомобилистам, начиная с модели ВАЗ-2104-33. Так родилось семейство спецавтомобилей ВИС, выпускающееся и в наши дни.
АЗЛК
Возможно, что традиция создавать пикапы из собственных моделей пришла в Тольятти с АЗЛК – завода, ставшего донором инженерных кадров для ВАЗа. «Москвичи» тоже делали в версии пикап, начиная с самой первой модели «Москвич-400» и вплоть до переднеприводного «Москвич-2141». Последний из этих грузовичков «Москвич-2335» также попал в автосалоны.
ПАЗ
Казалось бы, что проще, чем превратить автобус в пикап. Отнюдь: дело в том, что у автобусов ПАЗ нет рамы, без которой кузов не на что опереть. Тем не менее, конструкторы Павловского автозавода нашли возможность соединить рамную заднюю часть и безрамную переднюю – получился «пазон», официально названный ПАЗ-3205-30К.
РАФ
Особенность рижских пикапов на базе микроавтобуса РАФ-2203 в том, что их не укорачивали, а удлиняли. Использовались эти машины не для внутризаводских перевозок, а для транспортировки целиком собранных кузовов «рафиков» с конвейера в Елгаве в экспериментальный цех в Риге.
Опыт создания этих машин пригодился дважды. К Олимпиаде-80 РАФ сделал серию спецавтомобилей, включая пикапы для сопровождения велогонок. А в девяностые на той же платформе было разработано семейство легких грузовиков для продажи фермерам и предпринимателям.
УАЗ
Задолго до появления «УАЗ-Пикап» Ульяновский автозавод разработал и даже сертифицировал для использования на обычных дорогах грузовичок. Позднее его переработали и продавали в автосалонах как семейство УАЗ-2315/2924.
КАМАЗ и СеАЗ
Уж если «Запорожец» можно превратить в пикап, то из «Оки» вообще семечки. Чем и развлекались как в Серпухове, так и в Набережных Челнах, двух городах, где производилась культовая малолитражка. Признайтесь, вы уже хотите такую же.