Проверено в такси: испытания моторного масла на дорогах
Как правило, в инструкциях к автомобилям рекомендуется менять моторное масло через каждые 15 тыс. км или раз в год – смотря что наступит раньше. У отдельных моделей межсервисный пробег может быть другим, но общее правило остается аналогичным. Правда, эта рекомендация не учитывает то, в каких условиях автомобиль эксплуатируется. Трасса или город? Езда по пробкам, по проселку или на спокойных междугородных маршрутах? Если водитель часто использует свой автомобиль на низкой скорости или на холостом ходу, что особенно характерно для езды в городе, то пробег будет расти медленно, а наработка в моточасах окажется весьма большой. При средней скорости 25 км/ч и пробеге 10 тыс. км она составит 400 часов – заметно больше среднестатистического предела в 300 часов.
Эта проблема особенно актуальна для водителей такси, а также корпоративных автопарков, чьи автомобили проезжают в год до 100 тыс. км и используются до 24 часов в сутки в условиях интенсивной городской эксплуатации. Резонно, что у них возникает вопрос, не накопится ли в моторном масле критический уровень изменений, который негативно повлияет на работу двигателя.
Испытания в Питерском автопарке
Можно ли решить проблему, используя высококачественные премиальные смазочные материалы? Чтобы проверить это, в автопарке ГК «Наследие» провели ресурсные испытания на легковых автомобилях: в их двигатели залили масло премиум-качества, отличающееся высоким запасом эксплуатационных свойств, и в течение девяти месяцев внимательно следили за состоянием машин.
Для эксперимента был выбран полностью синтетический продукт Teboil Diamond Multi 5W-40. Международный бренд Teboil родом из Финляндии уже более 60 лет выпускает высокоэффективные смазочные материалы, отвечающие современным техническим требованиям производителей техники.
Для участия взяли три автомобиля Skoda Rapid, по одному Hyundai Elantra и Skoda Octavia – все в комплектации с двигателем 1,6 л и одинаковым распределенным типом впрыска. Двигатель Elantra работал на пропан-бутане – мы отметили это, поскольку газовое топливо приводит к ускоренной деградации смазочных материалов. Поэтому результат Elantra будет более показательным.
Перед заливкой масла техническая команда провела эндоскопию камер сгорания всех пяти машин, чтобы убедиться в отсутствии дефектов, которые могли бы исказить результаты испытаний. Затем через каждые 5 тыс. км из двигателей отбирали пробы масла и исследовали в независимой аккредитованной лаборатории центра МИЦ ГСМ. Каждая машина за время эксперимента «накатала» по 15–17 тыс. км в своем обычном режиме, включая частую езду на малой и средней скорости.
Результаты и выводы
Впечатляет, что даже в таких тяжелых условиях с большим количеством пробок кинематическая вязкость практически не изменилась, то есть масло надежно защищало двигатель в течение контрольного периода.
Содержание металлов износа оставалось незначительным от начала и до конца периода наблюдения. По железу оно не превысило 40 ppm, а по алюминию – 3 ppm, что с запасом укладывается в допустимые значения для многих двигателей и снижает риск преждевременного выхода двигателя из строя. Содержание других металлов не вышло за рамки погрешности метода оценки накопления элементов в смазочном материале (ASTM D5185).
То, что параметры масла оставались на заданном уровне даже на газотопливном двигателе Elantra, говорит о низкой испаряемости синтетической основы выбранного масла и большом запасе его эксплуатационных свойств. Примечательно также, что за время испытаний доливок масла не потребовалось.
Испытания петербургского автопарка показали, что высокоэффективные синтетические смазочные материалы, такие как Teboil Diamond Multi 5W-40, созданы для защиты двигателя и обеспечивают запас свойств моторного масла даже при повышенных нагрузках в условиях интенсивной городской эксплуатации.
У масел этого семейства на 40% лучше стойкость к окислению, они обеспечивают на 25% более высокую чистоту поршня и на 30% более низкую испаряемость, то есть снижают расход. Сравнение проводилось с продуктом линейки Teboil Gold L в соответствии с требованиями международной спецификации.
Конечно, не стоит забывать, что существуют факторы, которые могут привести к вынужденному сокращению интервала замены даже стойких моторных масел. Обычно они указываются в руководстве по эксплуатации и включают в себя езду с очень низкой средней скоростью (ниже 15 км/ч), перемещение по бездорожью или местности с горным рельефом, буксировку прицепа и даже спортивный стиль вождения.