Какими могли стать «Лады», если бы Fiat не ушел из СССР: альтернативная история ВАЗ
Неплохие машинки для своего времени – тот же Fiat 124 стал Автомобилем года в Европе в 1967 году.
Итальянский концерн помогал ВАЗу в рамках контракта, срок которого истек в начале семидесятых. Продлевать его Минавтопром СССР не стал, сочтя, что «дальше мы сами с усами». На практике быть самостоятельными вышло труднее, чем казалось. Единственной самостоятельной и полностью новой моделью ВАЗ со времен сотрудничества с итальянцами стала ВАЗ-2121 «Нива». В начале восьмидесятых появилось второе поколение легковушек ВАЗ-2105/04/07 – по сути, это были лишь модернизированные версии моделей первого поколения, а не новая модель.
А когда ВАЗ создавал свой первый переднеприводный хэтчбек ВАЗ-2108 «Спутник», снова пришлось привлечь западных инженеров. Но это уже другая история.
Что в это время поделывал Fiat?
Итальянская компания в семидесятых переживала не лучшие времена. Продажи падали, и свою руку к этому приложил тот же ВАЗ, экспортировавший «Жигули» в больших количествах и переманивавший покупателей Fiat 124 более низкой ценой.
Кроме того, заднеприводные седаны как класс быстро теряли популярность. И Fiat с головой окунулся в создание переднеприводных моделей им на смену.
Fiat 131
Прототип ВАЗ-2101 с конвейера сняли в 1974 г., задолго до конца выпуска советского аналога. Машина прошла глубокую модернизацию, получив название Fiat 124 Mirafiori, и выпускалась до 1984 г. После этого Fiat завязал с задним приводом окончательно.
Fiat 128
На вид – ни дать ни взять наша классическая Lada, только поменьше.
Однако Fiat 128 – это уже переднеприводная модель следующего поколения, вставшая на конвейер в 1969 г., еще до начала производства на ВАЗе.
Fiat 127
Настоящим бестселлером и главным успехом Fiat в семидесятых годах стал Fiat 127, самый маленький хэтчбек. Он выпускался в нескольких странах, в том числе в советской Польше, и стал основой для множества вариантов, от универсала до «каблука».
Кстати, в нашей «Ниве» тоже можно усмотреть внешнее сходство с Fiat 127. Говорят, что наши дизайнеры вдохновлялись его лаконичными складными линиями. Контракт контрактом, а старые связи так легко не рвутся.