Жизнь машиниста, яркая и короткая: черная сторона романтической профессии
При этом средняя продолжительность их жизни всего 50 лет, сообщает Дзен-канал «Под стук». Основана эта оценка не на официальной статистике, а на народной молве и историях реальных людей. У этого удивительного факта нет единой причины, а действует комплекс факторов.
Вредная техника
В кабине машиниста всегда довольно шумно, несмотря на ее звукоизоляцию, а это негативно влияет не только на слуховые органы, но и мозг. Шум действует не сразу, но стресс от него может копиться годами, подтачивая нервную систему.
Негативное воздействие создают и вибрации на стыках рельсов и при работе силовых установок. Особенно это заметно на тепловозах.
Наконец, есть низкочастотное электромагнитное излучение от контактного провода, электроустановок локомотива и высоковольтных кабелей. Да, кабина экранирована, но не настолько хорошо, чтобы полностью отсечь излучение, и это тоже плохо влияет на состояние нервной системы.
Сбитый биоритм
К регулярной работе в ночные смены организм может приспособиться, а вот к непостоянному графику — нет. У машинистов нет четкого расписания: сегодня смена может начаться ночью и закончиться днем, а в следующий раз наоборот. Четкие рамки есть только у длительности вахты: 12 часов, после чего дают 16 часов отдыха. Однако смена часто затягивается, если бригада сменщиков запаздывает или если конец смены случился далеко от дома и от гостиниц.
Стресс
Даже на спокойной работе сотрудники испытывают давление вышестоящего начальства и контролеров. По отзывам, корпоративная атмосфера на РЖД далека от совершенства. Локомотивным бригадам приходится иметь дело с довольно сложной техникой и ее капризами, на которые накладывается груз ответственности за безаварийность и выговоры начальства.
Меняется ли ситуация
Точно сказать мы не можем, но можно полагать, что нынешнее поколение машинистов все-таки проживет больше своих предшественников. Технический прогресс позволяет сейчас создавать локомотивы с более комфортабельными условиями, меньшей шумностью и вибрациями, электрика становится менее вредной.
Наконец, поскольку РЖД испытывает серьезный дефицит кадров, то у ее топ-менеджеров появился хоть какой-то стимул озаботиться сохранением здоровья машинистов.