«Вам ЗИЛ, нам Renault»: как родной автозавод покупал иномарки для своих рабочих
Вот и на заводе имени Лихачева она, видимо, многим нравилась. В 1991 году в автомобильном журнале «За рулем» вышла короткая заметка, начинавшаяся словами «На ЗИЛе — сенсация». Далее сообщалось, что внешнеторговая фирма «ЗИЛ-Экспорт» закупила для заводчан сотню Renault 5 иранского производства.
Распределить машины должен был заводской профком. 62 единицы выделили головному предприятию, еще 38 — филиалам.
Малолитражка по цене «Волги»
Несколько шокирует цена, по которой заводчанам предлагалось купить эту малютку чуть покрупнее «Оки» — 20 тысяч рублей. Примерно столько же стоила «Волга» на черном рынке. А внедорожная ВАЗ-2121 «Нива», самая дорогая ВАЗовская модель того времени, в автомагазинах СССР продавалась за половину этой стоимости.
Мы не знаем, кому достались французско-иранские машины. Можно предположить, что у простых работяг, станочников, сборщиков конвейера и рядовых инженеров, они если и вызвали интерес, то из чистой любознательности. Но не с целью покупки — пугала и цена, и сложности с обслуживанием иранской малолитражки.
Renault 5
Бестселлер французского концерна, первое поколение Renault 5 выпускалось с 1972 по 1984-й. По размерам он помещается аккурат между ВАЗ-1111 «Ока» и ЗАЗ-1102 «Таврия». В 1973 году эта машинка чуть не стала «Автомобилем года» в Европе, лишь немного уступив Audi-80.
Те экземпляры, что приобрел ЗИЛ, были сделаны в Иране уже после того, как выпуск первого поколения во Франции завершился. Машины для СССР оснащались двигателем 1,1 л мощностью 47 л. с. С этим мотором «пятерка» разгонялась до 100 км/ч за 16 с, развивала максималку 143 км/ч, а на скорости 90 км/ч потребляла всего 4,5 л бензина.