РАФ против ПАЗ: чем интересен редкий прибалтийский автобус-маршрутка

Еще в советскую эпоху прибалтийские республики были своеобразным регионом. Здесь были свои законы, свой образ жизни, отличавшийся от других частей СССР, и даже своя техника.
РАФ против ПАЗ: чем интересен редкий прибалтийский автобус-маршрутка
(c) Artem Svetlov | Wikipedia
История оригинальных прибалтийских автобусов началась в 1949 г. – именно в том году на базе Рижского авторемонтного завода РАРЗ был создан Рижский завод автобусных кузовов, сокращенно РЗАК.

Создан-то создан, но РЗАКом он пробыл всего пару лет и никакой продукции под этим названием выпустить не успел. В 1951-м его объединили с «Рижской экспериментальной автомобильной фабрикой» (про это авантюрное предприятие Techinsider рассказывал здесь). Спустя еще пару лет здесь наконец наладили выпуск горьковского автобуса ГЗА-651. Еще год и новое указание из Минавтопрома: переименовать в «Рижский опытный автобусный завод». А потом новый приказ делает его «Рижской автобусной фабрикой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

К счастью, на этом перипетии с названием закончились и рижским инженерам стало возможно заняться делом. Засучив рукава, они стали разрабатывать новый средний автобус, который стал бы лучше ГЗА-651.

РАФ-251

На первых образцах РАФ-251 колесные арки для красоты закрыли кожухами
На первых образцах РАФ-251 колесные арки для красоты закрыли кожухами, но дизайнерский изыск не был одобрен сверху.
Источник: Автомодельное бюро
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как и горьковская маршрутка, первенец РАФа был основан на шасси старого доброго «газона» ГАЗ-51. Однако латыши первыми догадались сдвинуть мотор вправо и переработать коробку передач, чтобы водительское место поставить рядом с двигателем. РАФ-251 стал первым бескапотным автобусом в классе 20+ мест, обогнав легендарные ПАЗики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РАФ-251 должен был работать на сельских маршрутах в Прибалтики и создавался под местные эталоны комфорта – более высокие, чем в «большом» СССР. На каждого пассажира приходилась площадь примерно на четверть больше. Широкие двустворчатые двери впервые получили пневмопривод. В салоне была даже радиостанция и светильники от представительской легковушки ЗИМ.

РАФ и ПАЗ

Грузопассажирский «пикап» РАФ-251Т на 14 человек и 800 кг груза фото
Грузопассажирский «пикап» РАФ-251Т на 14 человек и 800 кг груза.
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

РАФ-251 начали выпускать в 1955-м. Но он недолго вызывал восторги. Три года спустя Павловский автобусный завод начал выпуск ПАЗ-652, оказавшийся наголову лучше и по простору в салоне, и по динамике. Главной инновацией и преимуществом павловчан стал цельнометаллический кузов на штампованном стальном каркасе, легкий, прочный и просторный. У рижского автобуса кузов все еще был деревянным.

Несмотря на это, РАФ-251 выпускался вплоть до 1990-х под названием РАФ-976, но уже не на РАФ, а на РАРЗ. Сам РАФ перевели на производство микроавтобусов, и это, наконец, стало правильным решением – именно в этой ипостаси фабрика нашла свое место в истории.