Самотеком — значит под действием сил гравитации. Для этого емкость с топливом должна находиться выше двигателя, тогда топливо будет само по топливной трубке стекать в него. Во втором случае бензин или иное топливо подается с помощью бензонасоса или аналогичного устройства.
«Бензин самотеком не подавать»: о чем предупреждали водителей советских автобусов

Очевидный плюс первого варианта — его простота. Вот почему подача топлива самотеком до сих пор применяется во многих видах техники:
- в мотоциклах и мопедах,
- в небольших самолетах,
- в стационарных двигательных установках, таких как генераторы.
Запрет в СССР
Я застал поздние советские времена. Будучи школьником, часто стоял у окна перегородки, отделявшей кабину ЛиАЗа или ПАЗа от пассажирского салона и глазел на работу водителей и убранство кабины. Нельзя было не заметить строгую надпись по трафарету, нанесенную над лобовым стеклом: «Подача топлива самотеком запрещена!» Что еще за самотек, думал я, и почему это нельзя. Настолько категорически, что сразу хочется попробовать.

Зачем подавать топливо самотеком
Любой, кто ездил на советских машинах, знает, насколько ненадежными были бензонасосы в ту эпоху. Такая поломка полностью обездвиживает машину — даже тихим ходом до дома не доплетешься. Приходится оставлять автобус на улице, плюнуть на невыполнение плана и пешком идти в автопредприятие или к ближайшему телефону-автомату, вызывать летучку.
Неудивительно, что у водителей возникал соблазн отлить из бензобака топлива в бутыль или канистру, поставить ее в кабине и пустить топливо в карбюратор самотеком, как временный вариант.
Чем плох самотек
У этого способа подачи топлива есть четыре недостатка:
- Поскольку скорость подачи топлива не регулируется, то его расход повышается.
- В двигатель попадает грязное топливо с примесями со дна бака.
- Перелив топлива может вызвать проблемы в самом двигателе.
- Наконец, если шланг сорвется, бензин будет выплескиваться на сам двигатель, что по понятным причинам опасно.
В журналах по охране труда за 2010 г. прошла очередная история о водителе, который попытался применить этот способ «ремонта». Расплескавшийся бензин попал на раскаленный выпускной коллектор и вспыхнул. За ним вспыхнуло ведро с топливом. Водитель попытался выбросить его из кабины, но попал себе на одежду. Закончилась история трагически.
Куда исчезла надпись

В наши дни устройство топливной системы и двигателей изменилось. Карбюраторы уступили место электронным система впрыска, а бензонасосы сейчас, как правило, монтируют не около двигателя, а в топливном баке. Поэтому проблема с попытками использовать самотек ушла сама собой.