Танк-паровоз и двухэтажный вагон: как в России появились странные поезда-кукушки
Два примера вы видите на изображениях выше и ниже. Спрашивается, почему не пустить просто электричку по такому маршруту. Одна причина в том, что электропоезд или дизель-поезд не может состоять менее чем из 3 или 4 вагонов. На некоторых направлениях поток пассажиров настолько мал, что даже такой короткий поезд пускать неоправдано.
Существуют более короткие специализированные пассажирские поезда — одновагонные «трамваи» и «автобусы», правильно мотрисы, и рельсовые автобусы из пары вагонов. Однако их количество на РЖД пока невелико и на все линии их не хватает.
А кроме того, «кукушки» часто формируют из грузовых и пассажирских вагонов, плацкартных или сидячих.
Как появились поезда-кукушки
Термин возник еще во времена русского царя Александра II. В 1864 году на линии Петергоф-Ораниенбаум начал ходить поезд, состоявший из танк-паровоза - проще говоря, паровоза без тендера - и одного двухэтажного вагона (на снимке ниже).
Возил он обитателей дач, которыми эта область была густо усеяна. Пассажирский поток между дачными массивами и Питером был очень велик, полустанки располагались часто, но пассажирские поезда дальнего следования не могли останавливаться на каждом из них.
Тогда железная дорога и ввела нештатный поезд местного сообщения. Судя по свидетельствам тех лет, работа его была организована весьма фривольно. Кондукторами и билетерами подрабатывали студенты, а машинист при отправлении со станции шутливо хлестал паровоз кнутом, свитым из мочала, и кричал: «Но, поехали!» — а потом издавал «ку-ку» вместо свистка паровоза. Так и стал этот поезд кукушкой, а после него и другие подобные поезда получили это же прозвище.
У этих поездов есть и другие названия
В наши дни их также называют «подкидышами» или «поездами с тетками» — второе прозвище связано с тем, что вместо билетера пассажиров обслуживает один проводник на все вагоны.