Как в СССР придумали вечное рулевое колесо для трактора
Копию американского Fordson-F начали выпускать на заводе «Красный Путиловец» в 1924 году. Довольно быстро вскрылось, что образец для подражания выбран не совсем удачно. Здесь Techinsider подробно рассказывал, почему. Кроме прочих минусов «Федора Петровича», как в шутку прозвали в народе ФП, числилось и эбонитовое рулевое колесо.
Немного об эбоните
Если вы подзабыли школьную химию, нестрашно. Напомню, что эбонит — это один из первых пластиков, появившихся в арсенале человечества. В натуральный каучук добавляем большое количество серы — получается черный, твердый на ощупь материал. Электрики его ценят за хорошие изоляционные свойства.
Ранние автомобильные рули делали из этого материала, потому что из него, во-первых, легко отлить деталь любой формы, во-вторых, потому что он шероховатый и за него удобно ухватиться, а в-третьих, потому что он легкий.
Ломается в руках тракториста
Что хорошо для автомобиля, необязательно подходит для трактора. Первые ФП оснащали эбонитовыми рулями (см. заглавное фото), по примеру американских. Стоили такие рули дорого, от 11 до 15 рублей за штуку, писал журнал «За рулем» в 1929 году.
А кроме того, эбонит быстро начинал крошиться от вибрации и солнечных лучей, палящих над полем в летнюю страду. Бывало, рулевое колесо разламывалось прямо посреди поля. «Плохо, когда ломается рулевое колесо в городе, где есть и гаражи, и запасные части, — писал репортер М. Токарев, — но когда это колесо сломается в руках тракториста, в открытом поле, в километре-полутора от города, да в горячую рабочую пору — тогда совсем беда».
Буковое колесо
Решение проблемы нашла одна из фабрик треста «Севкавпромлес», наладившая серийное производство рулевых колес из красного бука. Весили они больше эбонитовых, но стоили в 8 раз дешевле — 1 руб. 50 коп. за штуку. А главное, выдерживали любые испытания.
Оснащать трактора такими рулями начали в 1928 году. Уже в следующем году фабрика «Севкавпромлеса» решила дополнительно пропитывать рулевые колеса жирами и полировать. Это несколько увеличивало их стоимость, зато делало руль еще более удобным для тракториста. «Удачный опыт "Красного Путиловца должен быть учтен на наших тракторостроительных и автомобильных заводах, — заключил Токарев. — Буковому рулевому колесу следует уделить соответствующее внимание, которого оно по своим качествам и низкой стоимости заслуживает".