Трудно поверить, но факт: как советский автобус понравился французам благодаря своей красоте
Однако история этого автобуса началась на четверть века раньше. Еще в 1964 году конструкторы Павловского автобусного завода разработали новую модель в замену автобуса ПАЗ-672. Примечательно, что сам 672-й еще не был на конвейере — его выпуск начался лишь в 1967-м. Уже тогда заводчане смотрели на шаг вперед.
Дизайн, отвечающий духу эпохи
Если ПАЗ-672 отличался скругленными «авиационными» формами, то для следующей модели промышленные художники завода разработали принципиально иной дизайн — рубленый кузов с плоскими боковыми панелями и острыми гранями (см. фото выше).
В шестидесятых острые углы и грани были модным трендом по всему миру. Достаточно взглянуть на американские «Кадиллаки» и «Линкольны» тех лет или концепт-кар Maserati Boomerang, о котором Techinsider не так давно рассказывал, чтобы в этом убедиться.
В 1967 году ПАЗ-665 представили на выставке в Ницце во Франции. Пусть он и не стал сенсацией, как легковые «Волги» и «Чайки» за несколько лет до того, но в целом вызвал доброжелательное отношение и понравился европейцам. Убедившись, что направление выбрано верное, павловчане продолжили развивать модель.
ПАЗ-3203
Время у них было. Запуск 665-го в производство не одобрили в верхах СССР и к 1974-му, через 10 лет после рождения авангардного дизайна, был представлен новый прототип ПАЗ-3203. На этот раз автобус основывался на агрегатах ЗИЛ-130, а не ГАЗ-53, как предыдущий прототип. Кроме того, автобус получил стилистические обновления, включая прямоугольные фары.
ПАЗ-3205
И снова отказ. Пять лет спустя конструкторы ПАЗа вернулись к агрегатной базе ГАЗ-53 и разработали тот самый ПАЗ-3205, который пошел в серию — но не в 1979-м, в год премьеры, а в 1989-м. К тому моменту его дизайн, конечно, никак не мог считаться революционным.
Более того, к тому моменту автомобильная мода снова развернулась к скругленным бионическим формам. Путь модели к конвейеру оказался долгим... чересчур долгим, если уж на то пошло.