Как ГАЗ боролся с ЗИЛом, а победил КамАЗ: история редкого грузовика ГАЗ-33
Вызов приняли ГАЗ и ЗИЛ. На ЗИЛе параллельно работали две группы конструкторов, готовившие каждая свою модель: капотный ЗИЛ-133 и ЗИЛ-170 — оригинальный бескапотный грузовик.
ГАЗ же решил сделать трехоску из своей самой популярной модели, двухосного четырехтонника ГАЗ-53А. Модификации пришлось внести довольно серьезные:
- Автомобиль получил новую, более прочную раму. Кузов впервые в семействе горьковских машин поставили на подушки, амортизировавшие нагрузку от кузова.
- Восьмицилиндровый двигатель ЗМЗ-41 принадлежал к тому же семейству моторов, что стояло под капотом ГАЗ-53 и правительственной легковой модели ГАЗ-13 «Чайка». Развивал он 135 л. с.
- Коробку передач позаимствовали у конкурентов, от пятитонника ЗИЛ-130, а вот двухступенчатую раздаточную коробку спроектировали сами.
ЗИЛ проиграл, чтобы позже победить
На испытания горьковчане представили два прототипа: бортовой ГАЗ-33 (на фото выше) и самосвал ГАЗ-САЗ 33-02, разработанный Саранским заводом автосамосвалов.
Есть свидетельства, что на сравнительных испытаниях ГАЗ-33 оказался в целом лучше, чем бескапотный ЗИЛ-170. Капотный ЗИЛ-133 же еще не был готов.
Однако мощности ГАЗ были заняты полностью и ресурсов на то, чтобы наладить выпуск еще одной модели, у него не было. Была идея наладить его сборку на Борском агрегатно-сборочном заводе, но и эти планы реализовать не удалось.
А потом ЗИЛ представил, наконец, свою капотную трехоску ЗИЛ-133, во многом очень похожую на горьковский прототип, и контракт отдали москвичам.
Что касается ЗИЛ-170, наработки по нему вместе с коллективом создателей передали строящемуся КамАЗу, и он превратился в КамАЗ-5320, один из самых популярных челнинских грузовиков всех времен.