Как на ВАЗе мечтали о «Мини», а получились «Нива» и «Таврия»
Руководство страны выбрало в качестве прототипа первой модели Волжского автозавода заднеприводный седан Fiat-127.
Но конструкторы видели, что в Европе динамично развивается совсем иной тип народного автомобиля — переднеприводные хэтчбеки. Родоначальником этого класса стал Austin Mini, а его эволюция впоследствии привела к рождению гольф-класса.
Сейчас мы уже знаем, что именно гольф-классу было суждено победить. Но тогда инженеры ВАЗа могли только предполагать и пробовать.
ВАЗ-Э1101
В 1972 году они представили первую пробу пера. За симпатичную глазастую мордашку прототип ВАЗ-Э1101 (на заглавном фото) получил на заводе прозвище «Чебурашка». Судя по обводам боковин кузова, дизайнеры ориентировались на Fiat-127. Для малолитражки разработали моторы объемом 0,9-1,1 л и подвеску типа МакФерсон, популярный вариант для европейских моделей этого класса. В серию он не предназначался, хотя и выглядит как серийная модель.
ВАЗ-2Э1101
Уже в следующем году завод представил второй прототип. Дизайн стал более своеобразным и уже меньше походил на «итальянку». Вам эти формы не кажутся знакомыми? Если эффект дежавю есть, он неслучаен: впоследствии 2Э1101 стал прообразом будущей ВАЗ-2121 «Нива.
Этот прототип проходил испытания в паре с Fiat-127, хотя результаты сравнения отечественной и итальянской машин нам найти не удалось.
ВАЗ-3Э1101 «Ладога»
Прошло еще 3 года и конструкторы выкатили третий прототип в серии переднеприводных компактов. Выглядит он более динамично и, пожалуй, хищно — настоящий пожиратель дорог, «горячий» хэтч.
Созданием «Ладоги» руководил Игорь Гальчинский. Вскоре после этого он был переведен на Запорожский автозавод, а с ним и проект компактного хэтчбека передали на ЗАЗ. Дальше развитие этого направления велось в Запорожье и в конечном счете привело к рождению ЗАЗ-1102 «Таврия».