Как на ВАЗе мечтали о «Мини», а получились «Нива» и «Таврия»

Еще «копейка» ВАЗ-2101 не встала на конвейер, а конструкторы в Тольятти уже работали над более компактной и более совершенной моделью. Знают ее только истинные знатоки советской автомобильной истории.
Как на ВАЗе мечтали о «Мини», а получились «Нива» и «Таврия»
Архив «За рулем»
В 1968 году коллектив конструкторов ВАЗа во главе с Владимиром Соловьевым начали работать над новой малолитражкой.

Руководство страны выбрало в качестве прототипа первой модели Волжского автозавода заднеприводный седан Fiat-127.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но конструкторы видели, что в Европе динамично развивается совсем иной тип народного автомобиля — переднеприводные хэтчбеки. Родоначальником этого класса стал Austin Mini, а его эволюция впоследствии привела к рождению гольф-класса.

Сейчас мы уже знаем, что именно гольф-классу было суждено победить. Но тогда инженеры ВАЗа могли только предполагать и пробовать.

ВАЗ-Э1101

В 1972 году они представили первую пробу пера. За симпатичную глазастую мордашку прототип ВАЗ-Э1101 (на заглавном фото) получил на заводе прозвище «Чебурашка». Судя по обводам боковин кузова, дизайнеры ориентировались на Fiat-127. Для малолитражки разработали моторы объемом 0,9-1,1 л и подвеску типа МакФерсон, популярный вариант для европейских моделей этого класса. В серию он не предназначался, хотя и выглядит как серийная модель.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ВАЗ-2Э1101

Уже в следующем году завод представил второй прототип. Дизайн стал более своеобразным и уже меньше походил на «итальянку». Вам эти формы не кажутся знакомыми? Если эффект дежавю есть, он неслучаен: впоследствии 2Э1101 стал прообразом будущей ВАЗ-2121 «Нива.

ВАЗ-2Э1101 фото
ВАЗ-2Э1101
Архив "За рулем"
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Этот прототип проходил испытания в паре с Fiat-127, хотя результаты сравнения отечественной и итальянской машин нам найти не удалось.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ВАЗ-3Э1101 «Ладога»

Прошло еще 3 года и конструкторы выкатили третий прототип в серии переднеприводных компактов. Выглядит он более динамично и, пожалуй, хищно — настоящий пожиратель дорог, «горячий» хэтч.

ВАЗ-3Э1101 «Ладога» фото
ВАЗ-3Э1101 «Ладога»
Архив "За рулем"

Созданием «Ладоги» руководил Игорь Гальчинский. Вскоре после этого он был переведен на Запорожский автозавод, а с ним и проект компактного хэтчбека передали на ЗАЗ. Дальше развитие этого направления велось в Запорожье и в конечном счете привело к рождению ЗАЗ-1102 «Таврия».