Семь подземных королей: удивительные машины, которые можно встретить только под землей
Золоторудное месторождение «Майское» на Чукотке, пожалуй, можно назвать самым труднодоступным в мире. Мало того что оно на краю света, так еще и основная часть залежей – это труднообогатимые упорные руды, причем жилы уходят вглубь земли на 800 м. И сегодня горняки работают на глубинах в 520 м.
Подземный транспорт
По туннелям мы довольно бодро передвигаемся на специальном «уазике» с главным инженером рудника «Майский» Евгением Белозерских за рулем. От стен выработок до наших зеркал не более 50 см – две машины разъехаться точно не смогут. Через некоторое время навстречу из-за поворота штольни выползает первая удивительная шахтная машина – дизельный самосвал Sandvik TH320. Последние две цифры – грузоподъемность в тоннах. Проходить узкие повороты ему помогает шарнирно-сочлененная рама, спроектированная для перемещения в подземных выработках шириной 3,5 м. Самосвал необычный и очень низкий. Работает он в паре с погрузочно-доставочной машиной (ПДМ) Sandvik LH307 со схожей по конструкции сочлененной рамой. Кресло водителя-оператора здесь расположено непривычно: оно развернуто на 90 градусов относительно хода машины, что облегчает обзор при движении вперед и назад – именно так и ездит погрузчик. Главный инженер что-то говорит в рацию, встречный самосвал с ревом останавливается и через секунду начинает сдавать назад. В туннелях через определенные промежутки устроены специальные ниши, куда может заехать даже самосвал. Шахтный и компактный, разумеется.
Подземный дворец
Еще один поворот, и мы оказываемся в огромном помещении размером со школьный спортзал с потолками высотой 8 м. Яркое белое освещение контрастирует с полумраком остальной шахты. По бокам – электрические щитки, вокруг тянутся кабели, а в центре стоят настоящие зарядные станции. К одной из них подключена редкая подземная машина – электрический погрузчик Scharf MuckMaster 600EB. Увидеть такую вообще большая удача, а за полярным кругом на Чукотке и вовсе невероятно. Примечательно, что строительство подземного бокса для электрокаров начали еще за два года до поставки машин на «Майское».
Дело в том, что «Полиметалл» – один из лидеров по переходу на подземный электротранспорт, а «Майское» – первое месторождение в России, где начали осваивать аккумуляторное подземное оборудование. И дело тут вовсе не в модной зеленой повестке. Основный плюс такой техники, по словам главного инженера рудника Евгения Белозерских, заключается в отсутствии выхлопных газов и выделения тепла, что важно в условиях вечной мерзлоты. Затраты на нагнетание в шахту чистого воздуха, необходимого для проветривания, часто перекрывают расходы на дизель для шахтных самосвалов. К тому же топливо на Чукотку надо еще завезти, что в арктических ледовых условиях весьма непросто. А вот электричество на рудник поступает по ЛЭП от плавучей атомной станции в Певеке.
В Канаде подобные машины эксплуатируются уже более пяти лет. Например, рудник Kirkland Gold Lake за три года работы 13 батарейных машин получил экономию в 375 млн долл. только на вентиляции. Перед тем как запускать собственный электрический проект, специалисты «Полиметалла» изучали опыт именно этой шахты.
Афротехника
Под землей на «Майском» мы увидели первую из четырех машин, которые изготовил южноафриканский завод компании RDH, специализирующийся на горном электротранспорте. Для разработчиков этот контракт тоже пилотный, на нем опробуются новые технологии. На Чукотку привезли два электрических автосамосвала Scharf HaulMaster 30 TEB и две погрузочно-доставочные машины Scharf MuckMaster 600EB. Работает эта техника в паре: самосвалы специально подбирались под производительность погрузчиков. Техника адаптирована под особенности месторождения: на 2 т вырос объем ковша ПДМ, повышена емкость батарей, установлены видеорегистраторы и система пожаротушения, а длина зарядных кабелей увеличена с 8 до 10 м. Чтобы прибыть к месту работы, машины преодолели более 10 тыс. км по морю и по земле.
Но вот чего производители не смогли учесть, так это того, что горные машины не успеют доставить за время навигации и технике придется зимовать на промежуточных складах морских портов. Батареи всю зиму хранили без подзарядки, и они потеряли энергоемкость. Когда это выяснилось, инженеры ЮАР удаленно считали информацию о работе элементов питания, установили причину сбоев и предложили варианты их устранения. Когда восемь аккумуляторов весом около 7 т прибыли на «Майское», специалисты из ЮАР разобрали их на составные элементы.
В итоге батареи вышли на требуемую емкость. Батарей восемь для быстрой перезарядки – на каждую электромашину по две. Можно традиционно заряжать три часа, а можно просто за 15 минут поменять батарейный блок. Полной зарядки хватает на четыре часа работы. В планах компании – добиться к 2030 году 50%-ного замещения дизельной техники электрической.
«Собачка»
Мы продолжаем свое путешествие по шахте, но вдруг «уазик» неожиданно останавливается. Прямо перед нами из ниши бодро вылетает кабельный электропогрузчик Sandvik LH514E. За ним тянется высоковольтный электрокабель, который то разматывается, то наматывается на горизонтальную катушку на корме. Длина кабеля 300 м, и это единственный источник энергии для мотора. Такая машина никогда не поднимается на поверхность, занимаясь погрузкой руды и породы в шахтах. Работа Sandvik LH514E завораживает: подобно огромному животному, он на поводке покидает свою «будку», с шумом уносится в другой конец штрека, возвращается с полностью загруженным ковшом объемом 7 кубометров, снова исчезает в очередном ответвлении туннеля и наконец заезжает задом в свою «конуру». Смотреть на это можно бесконечно.
«Симба»
Я много раз слышал под землей слово «симба». Понятное дело, вряд ли в шахте живет легендарный львенок из мультфильма «Король-лев». И вот на одном из уровней мы встречаемся с ним – это установка вертикального бурения с гидравлическим перфоратором Simba S7D. Задача Simba – веерное бурение параллельными скважинами с верхнего на нижний горизонт. После взрыва горная масса осыпается в нижний штрек, ее отгружают, а образовавшуюся полость закладывают бутобетоном – породой с цементом. Затем перфоратор возвращается в штрек, и процесс повторяется. Когда заканчивается рудное тело, буровая установка поднимается на следующий горизонт.
Взрывотехника
Конечная точка нашего путешествия – самый нижний рудный штрек. Отсюда до поверхности земли 520 м. Здесь мы встречаем последнего, седьмого подземного короля – самоходную буровую шахтную установку горизонтального бурения Sandvik DD 410, которая вгрызается в торец штрека. Эта установка не имеет никакого отношения к традиционному горизонтальному бурению, используемому для прокладки коммуникаций. Ее специализация – взрывные шпуры, куда закладывается взрывчатка при проходке штрека. Для одного взрыва Sandvik DD 410 бурит в твердом, как гранит, массиве более 30 шпуров. Но и результат впечатляющий: такое ощущение, что выработки расчищаются не взрывами, а мощным долотом.
Всю эту технику можно увидеть только в шахтах. Некоторые из описанных машин – заслуженные ветераны, другие только проходят испытания. Но общее направление понятно: в идеале лет через десять под землей будет работать исключительно электрический транспорт. Зеленый переход на рудниках может случиться гораздо быстрее, чем на поверхности.