Почему в СССР так любили полугусеничные тягачи: все дело в этой детали
За основу для него конструкторы завода взяли популярный среднетоннажный ЗиС-5. Главным его отличием стал передний ведущий мост — и он же стал главной проблемой, поскольку в Советском Союзе производства ШРУСов в 1930-е годы не было.
«Шарнир равных угловых скоростей» обеспечивает передачу тяги на поворотные передние колеса. Вроде и нехитрое устройство, но его изготовление требует точности и высококачественной стали. В распоряжении молодого советского автопрома не было ни материалов, ни станков, позволяющих получить такую точность. Поэтому на опытные образцы ставили импортные ШРУСы. Для серийного армейского грузовика же требовались отечественные аналоги, каковых, увы, не было.
Лишь к 1941 году выпуск этих узлов на ЗиС удалось наладить. Военным ЗиС-32 двухосный вездеход был крайне нужен, о чем говорит примечательная деталь: машину приняли на вооружение еще до того, как она прошла испытания и разработчики устранили главные замечания. Однако грянула война и Завод имени Сталина пришлось эвакуировать на Урал, после чего о планах расширения производства полноприводных машин пришлось забыть. До этого времени выпустить и отправить в войска удалось менее 200 экземпляров. Как бы то ни было, 32-й стал единственным полноприводным грузовиком в СССР довоенных и военных лет, выпускавшимся серийно.
ЗиС-42
Иная судьба ожидала полугусеничный ЗиС-42, поставленный на производство в 1942-м. Для него базой тоже послужил ЗиС-5. Полугусеничный движитель позволил отказаться от «неподдающихся» ШРУСов, и вот результат — более 6000 экземпляров.
Однако и у полугусеничных автомобилей есть масса недостатков. В конце концов, когда советский автопром повзрослел, от них отказались. Но какие вездеходы пришли им на смену — гусеничные или колесные? И когда? Об этом Techinsider рассказывал здесь.