Без раций и ведерок: чем первые машины ГАИ отличались от современных
С этого момента и началась история службы, которая позднее получит название ГАИ, а затем будет переименована в ГИБДД. ОРУД выдавал водительские удостоверения и следил за безопасностью на дорогах. В те годы сотрудники его, как правило, ездили на мотоциклах или, в редких случаях, на импортных машинах — собственного автопрома в Советском Союзе еще не существовало.
Наконец, в начале 1930-х начался выпуск легковушки ГАЗ-А, быстро уступившей место «Эмке» ГАЗ-М1, и советские дорожные патрули начали пересаживаться на автомобили.
Служебные «Эмки» мало чем отличались от гражданских — по большому счету, разница ограничивалась наличием громкоговорителя на крыше. Мощность 4-цилиндрового двигателя составляла 50 л. с., с которым машина развивала около 90 км/ч. Правда, такую скорость она набирала целую вечность.
Послевоенные годы
До конца Великой Отечественной войны дожило лишь небольшое количество ГАЗ-М1. Поэтому сразу после постановки на конвейер оригинального «Москвича» часть выпуска начала поступать в подразделения ОРУД.
Мощность этих машин была даже меньше, чем у «Эмки» — всего 23 л. с., разгонявший малолитражку до 90 км/ч. Зато появились дворники с приводом от распредвала двигателя (у «Эмки» привод дворников все еще был ручным) и гидравлические тормоза.
По имеющимся сведениям, «Москвичи» стали первыми милицейскими машинами, получившими особую окраску — синий цвет с красной полосой. На передних дверцах были трафаретные надписи «Милиция».
С приходом пятидесятых в милицию начали поступать «Победы», машины более высокого класса с 50-сильным мотором. Скорость новой модели была повыше, 105 км/ч, и время разгона до 100 км/ч уменьшилось до 46 с.
По имеющимся сведениям, именно с этой модели машины инспекторов начали оборудовать милицейской рацией. Проблесковые маячки, почти обязательные для милицейских машин в наши дни, появились позднее.
На этот период пришлась реформа, когда ОРУД был преобразован в ГАИ, поэтому часть милицейских «Побед» носили обозначение «ОРУД», другие «Патруль ГАИ», а в ряде случаев писали просто «Милиция».
Если первые машины ГАИ имели такие же характеристики, как и гражданские, то у КГБ были особые, более мощные версии. Здесь Techinsider рассказывал о них.