Зачем в СССР делали этот странный самосвал: даже старые россияне с трудом вспомнят
Между тем, его конструкторы отметились в отечественной автомобильной истории несколькими интересными разработками — в том числе самосвалом с предварительным подъемом платформы САЗ-2500, героем этой истории.
Предпочитаете смотреть, а не читать? В конце статьи вы найдете 4-минутный Youtube-ролик, рассказывающий об истории этой машины.
Эта машина стала первым серьезным заданием молодого заводского КБ. Заводчанам поручили сделать самосвал для погрузки корнеплодов в сельскохозяйственную технику — сеялки, моечные и сортировочные машины. В СССР подобные самосвалы уже выпускались, но, во-первых, их вместимость оставляла желать лучшего, а во-вторых, они не были приспособлены для транспортировки корнеплодов. Руководству агропрома же хотелось получить вместительный и универсальный самосвал, который мог бы работать и как погрузчик, и как обычный бортовой грузовик.
Как устроен самосвал-погрузчик
За основу для новой машины взяли серийный самосвал ГАЗ-93Б, выпускавшийся Горьковским автозаводом на короткобазной версии грузовика ГАЗ-51. Поэтому большая часть деталей саранского и горьковского грузовиков унифицированы. По сути, главным новшеством стал рычажный подъемный механизм с гидравлическим приводом, позволявший поднять платформу на 3-метровую высоту. Далее кузов опрокидывался назад на 45° для выгрузки. Вместимость кузова составляла 2,7 м, а со съемными дополнительными бортами 5,2 м.
Конструкторам удалось даже перевыполнить задачу — САЗ-2500 мог не только загружать сельхозмашины, но и хранилища. В целом удачную модель выпускали почти 5 лет, с 1962-го по 1966-й. Всего было сделано почти 4400 экземпляров.