Часы, камертон и «Фара»: как гаишники в СССР измеряли скорость
Внешне похожий на мотоциклетную фару, он крепился он на крышу милицейского автомобиля. Его можно было настроить на три предустановленные скорости и, если радар фиксировал нарушение, загоралась лампочка. Забавный факт: в комплект к «Фаре» прилагался камертон для калибровки.
Впрочем, в те времена оснащенность милицейских патрулей радарами оставалась крайне низкой. Ситуация начала меняться лишь в конце следующего десятилетия, когда Советский Союз сначала стал серийно закупать американские портативные ручные радары Speedgun, а затем по его образу и подобию создали отечественный «Барьер».
Но долго еще после того инспекторы продолжали пользоваться и другими способами выявлять летунов.
Спидометр
Патруль пристраивался к нарушителю в хвост, а затем, прижав к обочине, объявлял: уважаемый, мол, тут знак 50, а мы за вами на 90 едем, нарушаете.
Секундомер
Второй популярный способ — измерить секундомером время, за которое машина лихача проезжает фиксированный отрезок дороги, например, от одного столба освещения до другого. Очевидцы рассказывают, что патрули даже снабжались таблицей для быстрого перевода секунд в километры в час.
Практиковался и второй способ. Два патруля останавливались с одного и другого конца населенного пункта, через которое пролегало шоссе. Если мимо первого со свистом пролетала машина, гаишник передавал время второму по рации. А тот замерял время на выезде, рассчитывал разницу и вычислял скорость.
Глазомер
Нужна лишь небольшая практика, чтобы научиться на глаз довольно точно определять скорость. И этим советская милиция тоже успешно пользовалась. Секундомер и другие приборы если и использовались, то для подкрепления своих слов цифрами.
В старые времена гулял анекдот про переговоры двух гаишников: «Коля, как мимо тебя тот "Запорожец" проехал?» «Вжик!» «А должен был?» «Жжж!» Вот мы сейчас смеемся, а ведь они и вправду так работали...