Советские «Жигули» — это B- или С-класс? Не спешите отвечать
Возможно, связано это было с тем, что автозаводов в стране становилось все больше. Если в 1930-х легковые модели и внедорожники выпускали только ГАЗ и ЗиС, то 30 лет спустя к ним прибавились СМЗ, ЗАЗ, УАЗ и АЗЛК. А вскоре к ним должны были присоединиться ВАЗ и «Ижмаш». Вот и решили их развести по разным классам, чтобы в корне изничтожить признаки зарождающейся конкуренции.
Разработанная НАМИ система основывалась на объеме двигателя и сухом весе машины. Для сравнения, современная система, делящая машины на классы A, B, С и так далее, делит машины по габаритам.
Всего существовало 5 классов — особо малый, малый, средний, большой и высший, часть из которых дополнительно делились на группы. Тогда же была введена система четырехзначных индексов в названии автомобилей, причем первая цифра и означает класс.
От «инвалидки» до лимузина
Младшей была I группа особо малого класса. К ней, например, относилась знаменитая «моргуновка» СМЗ С-3А.
Чуть выше стоял ЗАЗ-966 «Запорожец» — II группа особо малого класса.
«Копейка» ВАЗ-2101 — это уже малый класс, I группа. А вот люксовая «трешка» с большим объемом двигателя — II группа.
Разработанные на АЗЛК классические модели «Москвичей» и «Ижей» тоже попали во II группу малого класса.
Интересно, что версии «Москвич-412» с более мощным мотором, формально попадавшие в III группу, тоже относили ко второй, как базовую модель «Москвич-408». Лишь когда появился «Москвич-2140», последнее поколение классических моделей АЗЛК, модель перевели в III-ю, потому что у нее исчезла версия с моторами объемом меньше 1,5 л.
Представительская «Волга» сейчас относилась бы к бизнес-классу, а тогда ее определяли как I группу среднего класса.
Наконец, большие представительские модели «Чайка» попали в большой класс, а правительственные лимузины ЗиЛ — в высший.
Интересно, что как минимум один российский автопроизводитель, а именно АвтоВАЗ, продолжает придерживаться старой советской системы, назначая заводские индексы своим новым моделям.