Много пены из ничего: как работала лучшая пожарная машина в СССР тридцатых
До его появления отечественный парк пожарных автомобилей был небольшим и разношерстным. Основу его составляли АМО-Ф-15, но им не хватало динамики, грузоподъемности и надежности. Импортные машины стоили дорого.
Поэтому начиная с первых партий, значительная часть полуторок переоборудовалась в пожарные машины.
Как устроена пожарная машина 90-летней давности
Шасси будущих спецавтомобилей собирались на Московском автосборочном заводе имени Коммунистического Интернационала, будущем «Москвиче». Затем машины без кузова своим ходом перегонялись на Миусский механический завод. Здесь с них снимали карданный вал и за коробкой передач ставилась раздаточная коробка с двумя хвостовиками. Нижний подключали к заднему мосту, а верхний — к центробежному насосу, установленному в задней части рамы грузовика.
Центробежный насос, кстати — это одна из лучших инноваций, примененных на ПМГ-1. Такой насос не боится песка, так что воду для тушения пожаров можно забирать буквально из любой лужи.
Сверху на машину крепилась деревянная надстройка с местами для 6 пожарных, а полный расчет одной машины состоял из 8 человек. Также на надстройку крепились три катушки с выкидными рукавами, заборные рукава, фонарь, ящик с инструментами и бак с водой — на случай, если воды вблизи от пожара не окажется, и для более скорого тушения. Поверх всего этого оборудования возвышалась трехколенная лестница.
На передних крыльях крепился пеногенератор и огнетушители.
Лучшая довоенная
По имеющимся свидетельствам, шоферы пожарных команд и сами пожарные высоко ценили ПМГ-1. Позже свою пожарную машину представил ЗиС, но ни московская машина, ни тем более АМО-Ф-15 не могли сравниться с горьковско-миусской по надежности, плавности хода и удобству работы. Поэтому даже после Второй мировой войны они продолжали служить довольно долго, пока их не заместили спецавтомобили на базе послевоенных моделей ГАЗ и ЗиС.
А вы хотели бы знать больше о советских пожарных машинах?