Как выглядели светофоры в СССР? Спойлер: совсем не так, как сейчас

Три сигнальных огня: красный сверху, посередине желтый, а зеленый снизу. Именно так выглядят светофоры сегодня, а до середины прошлого века они имели несколько другое обличие.
Как выглядели светофоры в СССР? Спойлер: совсем не так, как сейчас
Соцсети
Открыв книги с иллюстрациями 60-70-летней давности, вы можете увидеть некоторую разницу между прежними и нынешними светофорами. И нет, это не художники что-то там напортачили. Они как раз-таки изображали реальность.

Самый первый светофор в мире был установлен в Лондоне в 1868 году. Его изобрел специалист по железнодорожным семафорам Джон Пик Найт. Тогда устройство управлялось вручную и имело две семафорные стрелки: поднятая вверх запрещала движение вперед, а опущенная вниз под углом 45 градусов разрешала движение, но с осторожностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В темное время суток для регулировки дорожного движения использовался вращающийся газовый фонарь, который подсвечивался то красным, то зеленым цветом. Правда, такое изобретение прожило недолго — до 1869 года. 2 января газовый фонарь светофора взорвался, от разлетевшихся осколков полицейский, управлявший устройством, получил серьезные травмы. С тех пор в Европе установку светофором запретили.

В 1912 году американский изобретатель создал электрический светофор с двумя цветовыми сигналами. Спустя два года его установили на одном из опасных перекрестков в США. Третий цвет — желтый — появился позднее, в 1920 году. Первый трехцветный светофор установили в Нью-Йорке, и затем изобретение начало по-тихоньку распространяться по миру.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые светофоры в СССР

В Союзе в электрических светофорах не было нужды до 1930-х годов, но когда движение автомобилей в больших городах стало достаточно плотным, регулировщики перестали справляться с большим потоком машин. Тогда на улицах начали появляться светофоры. Первый был установлен в Москве 30 декабря 1930 года на углу улиц Петровки и Кузнецкого Моста. Он был похож на современный, вот только зеленый сигнал располагался не внизу, как мы привыкли, а вверху. Желтый, как обычно, был посередине, а красный — внизу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Так выглядели первые светофоры в СССР
Так выглядели первые светофоры в СССР
Соцсети
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

На дорогах столицы можно было встретить и другие светофоры — стрелочные. Их обычно устанавливали на перекрестках, и представляли они собой большой фонарь, на каждую сторону которого крепился диск с тремя полосками. Сверху — зеленая, по центру — белая, а снизу — красная. За одну минуту по светофору проходила круговая стрелка. По 25 секунд выделяло красному и зеленому цвету, 5 — белому. В конце 1930-х годов такие светофоры начали заменять электрическими.

Стрелочный светофор СССР
Стрелочный светофор СССР
Архив Музея Москвы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Конвекция и изменение светофоров

Вплоть до 1959 года советские водители наблюдали на дорогах светофоры с красным цветовым сигналом вверху и зеленым внизу, а затем СССР присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

Небольшая предыстория. Еще до Второй мировой войны в мире существовали две основные системы дорожных знаков. Первая включала в себя использование предупреждающих надписей, а вторая на момент ее создания в 1931 году использовала 26 дорожных знаков. Они делились на три группы: указательные, предупреждающие и предписывающие.

После войны, в 1949 году, в Женеве собрались представители разных стран, и в ходе конференции было утверждено два упомянутых выше документа. Представители Советского Союза тоже присутствовали на встрече, но по неопределенным причинам от соблюдения новых правил они отказались. Лишь спустя десятилетие СССР присоединился к конвекции, тогда же и заменили все светофоры с красными лампочками наверху на те, в которых красные лампочки расположены внизу.