Сталинит, тонировка и еще 3 крутые фишки советских автобусов ПАЗ
Я не говорю даже не о том, что жизнь их на конвейере продолжалась целую эпоху — с конца пятидесятых до конца восьмидесятых. Речь об многочисленных инновациях, которые открыли новую страницу автомобильной истории нашей страны.
Окна
Слышали вы, например, о сталините, отечественной марке закаленного стекла? Из него делались боковые окна пазиков. Такое стекло при аварии разбивается на кучу мелких, но неострых осколков, что снижает травмоопасность для пассажиров.
А обратите внимание на красивые окна в скатах крыши, фирменную фишку художников ПАЗа. Они делались из новомодного триплекса и тонировались цветной пленкой. Даже у членовозов ЗиЛ, на которых ездили члены Партбюро, тонировки не было.
Кузов
Затем, вагонная компоновка. Сама по себе она не является изобретением павловских конструкторов, однако они первыми совместили ее с передним расположением мотора. Двигатель ГАЗ-51, форсированный до 90 л. с., сдвинули вправо, чтобы рядом с ним уместилось место шофера. Кстати, это кузов — несущий, с силовыми элементами из кузовной стали. За счет этого он получился очень легким.
Отопление
Еще конструкторы ПАЗ одними из первых догадались, что дармовое тепло от двигателя можно использовать для обогрева салона, экономя топливо. Воздухозаборник двигателя расположили не спереди, а сбоку. От него в салон вел брезентовый воздуховод с вентилятором внутри. Летом воздуховод убирался.
Даже горизонтальные поручни рядом с дверями — это маленькая, но очень удобная инновация, упростившая посадку в автобус пожилым людям.
Неудивительно, что век этих автобусов длился долго, и до сих пор они вызывают у старших россиян ностальгию.