Ракетовоз vs автокран: что общего у двух самых больших советских автомобилей

Глядя на автокраны-гиганты КС и военных богатырей МАЗ, резонно предположить, что их объединяет общее шасси. Ведь логично же было унифицировать эти сверхтяжелые машины?
Ракетовоз vs автокран: что общего у двух самых больших советских автомобилей
Digr | Wikipedia
С 1960-х и вплоть до 1980-х размер транспортеров, доставляющих баллистические ракеты, быстро рос.

Начинали с трехосных машин, а закончилась эта цепь эволюции созданием семиосного МАЗ-7917 в рамках разработки ракетного комплекса «Тополь». В экспериментах создатели этих машин, конструкторы Минского завода колесных тягачей (МЗКТ, подразделение МАЗ), даже дошли до создания 12-осных прототипов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В лучах славы этих машин как-то утонули гражданские многоосные машины, хотя с технической точки зрения они не менее, а может быть, и более интересны. Речь идет об автокранах КС, разработанных и выпускавшихся «Заводом им. Январского восстания» в советской Одессе.

Первыми в плеяде больших автокранов стали 25-тонный КС-5473 и 40-тонный КС-6471, один на трех-, другой на четырехосном шасси. Затем конструкторы заводского КБ разработали 6-осный 63-тонный кран, а следом и 100-тонный о четырнадцати колесах.

Более того, одесситы в восьмидесятых годах представили опытные образцы 160- и 250-тонных кранов с 14 и 16 колесами соответственно.

Автокран КС-9471 мог поднять 160 т фото
Автокран КС-9471 мог поднять 160 т
Techstory.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Bumar-Fablok против МАЗ

Как ни странно, одесские автокраны и минские ракетовозы ничто не роднит, кроме одинакового количества колес. Автомобильные платформы для гражданских машин поставляло предприятие Bumar-Fablok из Польской народной республики.

Почему бы не воспользоваться отечественной платформой, имевшейся у МЗКТ? Увы, ВПК оказался не заинтересован в сотрудничестве с «гражданскими» — работать на военный заказ было куда выгоднее, да и загружен минский завод был на все 100%, объясняет автоисторик А. Буздин.

Как минимум однажды январцы все же обратились к Минобороны СССР, хозяину МЗКТ, с просьбой привлечь конструкторов ракетовозов к разработке самых больших кранов, КС-9471 и КС-10471, но получили отказ. А поскольку у поляков шасси для столь больших машин тоже не оказалось, оба автокрана так и остались смелым экспериментом.