Ракетовоз vs автокран: что общего у двух самых больших советских автомобилей
Начинали с трехосных машин, а закончилась эта цепь эволюции созданием семиосного МАЗ-7917 в рамках разработки ракетного комплекса «Тополь». В экспериментах создатели этих машин, конструкторы Минского завода колесных тягачей (МЗКТ, подразделение МАЗ), даже дошли до создания 12-осных прототипов.
В лучах славы этих машин как-то утонули гражданские многоосные машины, хотя с технической точки зрения они не менее, а может быть, и более интересны. Речь идет об автокранах КС, разработанных и выпускавшихся «Заводом им. Январского восстания» в советской Одессе.
Первыми в плеяде больших автокранов стали 25-тонный КС-5473 и 40-тонный КС-6471, один на трех-, другой на четырехосном шасси. Затем конструкторы заводского КБ разработали 6-осный 63-тонный кран, а следом и 100-тонный о четырнадцати колесах.
Более того, одесситы в восьмидесятых годах представили опытные образцы 160- и 250-тонных кранов с 14 и 16 колесами соответственно.
Bumar-Fablok против МАЗ
Как ни странно, одесские автокраны и минские ракетовозы ничто не роднит, кроме одинакового количества колес. Автомобильные платформы для гражданских машин поставляло предприятие Bumar-Fablok из Польской народной республики.
Почему бы не воспользоваться отечественной платформой, имевшейся у МЗКТ? Увы, ВПК оказался не заинтересован в сотрудничестве с «гражданскими» — работать на военный заказ было куда выгоднее, да и загружен минский завод был на все 100%, объясняет автоисторик А. Буздин.
Как минимум однажды январцы все же обратились к Минобороны СССР, хозяину МЗКТ, с просьбой привлечь конструкторов ракетовозов к разработке самых больших кранов, КС-9471 и КС-10471, но получили отказ. А поскольку у поляков шасси для столь больших машин тоже не оказалось, оба автокрана так и остались смелым экспериментом.