«Подбрось дровишек, иду на обгон»: почему паровые автомобили дожили до космической эры
Примечательно, что речь идет о передовых, промышленно развитых странах — Великобритании и Чехии. Главным разработчиком и производителем таких машин была шотландская фирма Sentinel. По ее лицензии паровые грузовики делали еще несколько заводов в Англии и чешская Skoda.
Все дело в топливе
И в Соединенном королевстве, и в Чехии нефтяное топливо — бензин и дизель — всегда были довольно дорогими. Между тем, паровые автомобили потрясающе всеядны: главным топливом для них служит уголь, в изобилии имевшийся и там, и там, также могли они работать на дровах, горючем мусоре и даже растительном масле (кстати, в Германии по той же причине долго оставались популярными необычные трактора «Бульдог» с нефтяным двигателем — здесь Techinsider о них рассказывал).
Есть у них и другие преимущества перед бензососами:
- В кабине такого грузовика всегда тепло - топка и паровой котел стоят рядом с местом водителя.
- Управлять паромобилем проще. Нет ни сцепления, ни коробки передач. А чтобы затормозить, достаточно вырубить подачу пара.
- В отличие от трещащих двигателей внутреннего сгорания, паровая машина работает довольно тихо. В пути такой грузовик издает лишь ритмичный свист.
- Наконец, они невероятно долговечны. Первые паромобили Sentinel, изготовленные еще в 19 веке, дожили до Второй мировой войны и сослужили хорошую службу, когда бензин на «Острове туманов» был в дефиците.
Почему они все же ушли?
Главный недостаток паровых грузовиков — прожорливость. Есть данные по одной из популярных моделей Skoda: в угольный бункер через крышу загружали 300 кг угля, а в водяной бак наливали 800 л воды. Уже через 25 км пути запас воды приходилось пополнять, а угля хватало лишь на 40 км. Поэтому, когда в 1930-х цены на нефтяное топливо в обеих странах упали, вместе с ними покатились вниз и продажи паромобилей.