Как советские водители «доставали» шины в годы дефицита
В пятидесятых годах даже случился своеобразный «шинный кризис» (здесь история Techinsider о нем).
В первую очередь резиной снабжались военные, во вторую — гражданские госпредприятия. Уже вторые могли ждать исполнения наряда на шины месяцами. Автомагазины снабжались по остаточному принципу и пришедшая продукция распределялась по предварительной записи — это называлось «встать в очередь на шины».
Вы слышали про эти очереди?
Имеется в виду не та физическая очередь, в которой можно простоять от нескольких минут до нескольких часов. Очередь за шинами была виртуальная: вы приходите в магазин с паспортом и техпаспортом и вас вписывают под очередным номером. Говорят, что эти номера проставляли прямо в техпаспорт, как подтверждение, что вы действительно имеете автомобиль, а не рассчитываете перепродать шины на черном рынке.
Когда в магазин поступает очередная партия, ее распределяют между первыми номерами, затем следующими и так далее. Несколько месяцев ожидания и по почте приходит открытка — ваша очередь подошла. Осталось заплатить в кассу (сколько именно, рассказываем здесь) и получить товар.
Мимо очереди
В выгодной позиции были, например, передовики производства, их пускали вне очереди. Нередко случалась такая ситуация: вы заходите в магазин и на витрине видите шины. Я хочу их купить, говорите вы, и получаете ответ: невозможно, это для передовиков и ветеранов ВОВ. Все остальные — в очередь.
Наконец, был черный рынок, где продавалась втридорога продукция, добытая левыми путями — украденная с автозаводов, списанные раньше времени покрышки из таксопарков, полученные в обход очереди от недобросовестного заведующего автомагазином.
На фоне этой грустной ситуации несколько лучше обстояли дела с резиной для «Волг». Правда, газовских легковушек в частной собственности было относительно немного...