Как стопорит ремень безопасности: вот простое объяснение
Хитроумный механизм позволяет плавно вытянуть ремень на нужную длину. Но если его резко дернуть, он застопорится.
В мире существует два основных варианта механизма, выполняющего функцию блокировки. Один реагирует на резкое торможение, другой — на быстрое вытягивание ремня с катушки.
Активация торможением
Ремень намотан на бобину, крутящуюся на короткой оси, на ту же ось насажена шестерня с косыми зубьями. Рядом с ней находится качающийся рычаг. В своем обычном положении он не касается шестерни и не мешает ей крутиться, а если повернется, то зацепляет один из зубьев.
Что заставляет его повернуться? Для этого рядом с рычагом находится тяжелый металлический шарик. Пока все в порядке, он сидит на штатном месте, но если машина резко остановится или кузов сильно накренится, шарик сдвигается с места и нажимает на рычаг — все, катушка с ремнем не может крутиться.
Активация вытягиванием ремня
В этом варианте блокировки на бобину насажена шестерня замысловатой формы. Она не закреплена жестко (на рисунке ниже помечена оранжевым цветом). На кузове автомобиля есть ответная шестерня. Когда ремень быстро вытягивают, катушка быстро вращается и первая шестерня сдвигается — именно для этого ее не закрепляют жестко — и сцепляется со второй шестерней. Результат тот же — ремень стопорится.