Полярный таракан и компания: как автомобили захватывали Антарктиду
Дорог в нормальном понимании этого слова здесь нет. В теплый сезон на побережье она местами очищается от снега, оставляя грубую каменистую поверхность. Зимой и вдали от берега континент покрыт рыхлым снегом, в котором колеса увязают.
Нельзя сказать, что полярных исследователей, работающих здесь, это устраивает. Автомобили имеют массу преимуществ перед гусеничными конкурентами.
- Даже на плохих дорогах они в разы экономичнее, проще в управлении и более маневренны.
- Обслуживать их проще, а ресурс колесного шасси многократно превосходит гусеничное.
Полярный «Жук»
Австралийские исследователи первыми попробовали, нельзя ли использовать обычные автомобили хотя бы рядом со станцией. В 1962 году на станцию Моусон завезли несколько малолитражек Volkswagen Beetle, начиная с первой, получившей название «Антарктика — 1». На зиму задние ведущие колеса обули в цепи. И на рекламных кадрах, снятых австралийским дилером VW, машинка резво катается по каменистому грунту и снегу.
Видимо, в жизни все оказалось не так шоколадно, как на видео. Единственный, кто получил реальную пользу от этого проекта — это сам дилер. Уже в конце 1963 г. автомобили вернули в Австралию.
А если серьезно?
Следующая попытка была сделана лишь 35 лет спустя. В декабре 1997 — феврале 1998 гг. два полноприводных автомобиля AT44, изготовленных исландскими спецами по полярной технике из Arctic Trucks. Это были вездеходы на пневматиках низкого давления с огромными 44-дюймовыми шинами. Шведский полярный институт использовал их для доставки людей и грузов с шельфового ледника на станцию WASA, расположенной на 76° южной широты.
Эта экспедиция стала первым случаем успешного перемещения транспортных средств на шинах низкого давления по высокогорному плато Антарктиды, и она показала, что в принципе такой транспорт можно применять на Южном континенте.
Затем в 2005 году команда из шести человек на специально разработанном шестиколесном автомобиле проехала от антарктического побережья в районе Патриот Хиллс до Южного полюса. Предыдущий рекорд составлял 24 дня, а на колесный вездеход управился всего за 69 часов! Эта экспедиция стала самой убедительной демонстрацией преимуществ колесного транспорта.
С тех пор и до наших дней применение колесных вездеходов в Антарктике постепенно растет. Но до победы над гусеничной техникой им еще долго — да и не факт, что она случится. Ведь и гусеничный транспорт продолжает развиваться. Одна из проблем, которую конструкторам пока не удается решить — на рыхлом снегу колесные машины могут буксировать лишь небольшой груз.
А может быть, транспорт будущего будет использовать иной, принципиально новый движитель.