Как поезд проиграл первую гонку с лошадью... и все равно был признан победителем

Скоро будет 200 лет с того момента, как американские железнодорожники решили проверить, что лучше — лошадь или паровоз. И локомотив чуть было не проиграл.
Как поезд проиграл первую гонку с лошадью... и все равно был признан победителем
Bureau of Public Roads, U.S. Department of Commerce
В 1827 году власти США выдали первое разрешение на перевозки пассажиров и грузов по рельсам.

Получили его «Железные дороги Балтимора и Огайо» (Baltimore&Ohio Railroad, далее B&O).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Ее первые поезда тащили... лошади. С момента появления знаменитого паровоза Стивенсона уже прошло 15 лет, но в Америке все еще не было паровых двигателей, достаточно мощных и надежных, чтобы передвигаться по пересеченной неровной местности.

Промышленник Питер Купер взялся решить проблему и создал первый американский паровоз, получивший название «Мальчик-с-пальчик» (Tom Thumb). Для коммерческих перевозок он не предназначался — это был демонстрационный образец, созданный исключительно с целью убедить железнодорожных боссов в перспективности паровой тяги. Купер не был альтруистом: он владел обширными земельными владениями вдоль предполагаемого маршрута будущей железной дороги. Если бы проект строительства увенчался успехом, стоимость этой земли резко возрасла бы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Паровой локомотив «Мальчик-с-пальчик» фото
Паровой локомотив «Мальчик-с-пальчик»
R J Matchett, Matchett's Baltimore Director, 1831
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Азартный кучер

28 августа 1830 г. «Мальчик-с-пальчик», проходил испытания на путях B&O недалеко от Балтимора, когда рядом с ним остановился поезд, запряженный лошадьми. Возница (а может, кто-то другой) вызвал Купера и его паровоз на состязание по 13-километровому маршруту. Купер согласился.

Сразу после старта паровоз вырвался вперед. Но затем ремень привода нагнетателя воздуха соскочил со шкива, он вынужден был сойти с дистанции, и лошадь пересекла финишную черту первой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако руководство B&O, наблюдавшее за гонкой, было впечатлено мощностью и скоростью, показанные паровозом Купера. Решив, что проблемы с надежностью он со временем решит, компания решила перевести свою новую железную дорогу на пар.

Реплика Tom Thumb в 1937 году. фото
Реплика Tom Thumb в 1937 году.
Wide World Photos / Wikipedia

Уже в 1831-м в B&O не осталось ни одного конного поезда. Она стала одной из самых успешных железных дорог в США, а разбогатевший Купер стал инвестором и филантропом.

Оригинальный «Мальчик-с-пальчик» не сохранился, но в начале 20 века энтузиасты построили его копию по сохранившимся чертежам и описаниям.