Автомат, алюминий и квадратные фары: загадочная легковушка, которая удивила Сталина

Как создателю этой машины удалось привлечь внимание вождя народов, ослушаться его и выйти сухим из воды, до сих пор остается тайной, о которой спорят знатоки автомобильной истории.
Автомат, алюминий и квадратные фары: загадочная легковушка, которая удивила Сталина
Колёса.ру
Если вы наберете в поисковике фамилию «Бахчиванджи», он предложит статьи, рассказывающие об испытаниях первого советского ракетного истребителя БИ-1.

Григорий Бахчиванджи был главным летчиком-испытателем этого самолета, погибшим в 1943 г. при попытке разогнать самолет до скорости 800 км/ч.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Менее известно, что у него был брат Всеволод. Загадочная личность — изобретатель, сделавший за свою жизнь около 500 изобретений, ни одно не внедривший в жизнь и, несмотря на это, пользовавшийся вниманием верхушки КПСС и армии.

После войны он был главным конструктором Рижской экспериментальной автомобильной фабрики (РЭАФ). По сохранившимся свидетельствам, необычное предприятие могло похвастать новейшим оборудованием, о котором другие советские автозаводы могли только мечтать.

По проекту Бахчиванджи здесь разрабатывали малолитражные автомобили REAF оригинальной конструкции. Если бы они пошли в серию, то могли стать первыми советскими машинами с коробкой-автоматом, опередив ГАЗ-12 ЗИМ. Двухцилиндровый двигатель представлял собой половинку мотора ГАЗ-ММ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Силуэт кузова напоминал «Победу», зато прямоугольные фары и широкие алюминиевые молдинги смотрелись в конце сороковых очень футуристично: такие стилистические элементы войдут в моду лишь двадцать лет спустя.

По приказу генсека

Загадочнее всего то, как Бахчиванджи умудрялся привлекать внимание лидеров КПСС и получать их покровительство. Летом 1949 года Бахчиванджи получил приказ от самого Сталина показать в Москве свою модель REAF-600 к годовщине Октябрьской революции. Срок — 4 месяца. Машину делали в большой спешке, но все равно не успели. То, за что многие поплатились бы головой, ему сошло с рук, и он продолжил работать над следующим вариантом REAF-50. Ему отрезали было финансирование, но он сумел «продать» военным идею десантировать REAF-50 на поле боя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Один экземпляр сохранился до наших дней и находится в коллекции Rigas Motormusejs image
Один экземпляр сохранился до наших дней и находится в коллекции Rigas Motormusejs
el.guy08_11 | Flickr

В 1950-м он, наконец, представил в Москве два экземпляра, седан и кабриолет. Осмотрев и испытав их, специалисты НАМИ похвалили общую концепцию, но отметили, что «машина для народа» отличается прожорливостью, АКП предстоит долго дорабатывать для надежной работы, и что даже для небольшого ремонта нужно снимать кузов. Один из двух экземпляров даже не смог вернуться в Ригу, сломавшись по дороге, и был там же брошен. Из-за нетехнологичности малолитражка обошлась бы в серийном производстве в три раза дороже «Москвича».

Лишь после этого проект закрыли, а изобретателя отозвали в Москву. Он еще вернется к автомобильной теме в шестидесятых, но и тогда не добьется успеха.