Ценовая политика: сколько стоили автомобильные шины в СССР
Эта цифра нам позже пригодится, чтобы оценить, насколько доступными по стоимости были автомобильные шины в годы СССР.
Резину выпускало несколько шинных заводов. Всего в Союзе их было около двух десятков, в том числе работающие до сих пор Нижнекамский и Ярославский. Все магазины работали по единому прейскуранту, утвержденному в союзных министерствах. Время от времени он пересматривался.
Такие цены, например, действовали в середине семидесятых:
- Шины для «Москвича» размерностью 6х13 стоили около 56 рублей за штуку.
- Примерно столько же стоила базовая «жигулевская» резина 6,15х13 (первая цифра — ширина посадочного места на колесном диске в дюймах).
- Только появившаяся в тот период модель 165-13Р для люксовой модели ВАЗ-2103 стоила дороже — 72 руб.
- Шины 6,7х13 для старой «Волги» модели ГАЗ-21 — 87 руб.
- Для новой ГАЗ-24 нужна была другая резина, формата 7,35х14, и она стоила 110 руб.
К следующему десятилетию цена на шины для «Волги» выросла до 120 руб.
Это все, конечно, официальные цены. Сколько резина стоила на черном рынке, где продавалась солидная часть заводского выпуска, вряд ли кто сможет точно оценить.
Много это или мало?
Официальная статистика говорит, что в 2023 году средний россиянин зарабатывал 71 тысячу рублей в месяц. Давайте сравним эту цифру с ценой «полного круга», взяв ходовую резину 165/65R14. Неплохой, хотя и не самый крутой комплект можно взять за 15-16 тысяч рублей.
А теперь вернемся к советским ценам. В тех же 1970-х советский гражданин в среднем получал 180 руб. в месяц — опять же, согласно официальным данным. Зная цену одной шины, легко посчитать, что «круг» на «Жигули» обходился в 224 рубля — нехило!
В восьмидесятые годы, будучи простым пионером, я часто удивлялся, почему многие водители ездят на старой резине. У многих машин она была настолько сношена, что сквозь остатки протектора проглядывал стальной каркас. Теперь-то я понимаю, в чем причина...