Aerotrain: кто и зачем превратил автобус в скоростной поезд
Люди все чаще предпочитали легковые машины и самолеты. Рельсовые перевозчики отчаянно искали, чем привлечь утекающую клиентуру.
Помочь им в середине 1950-х взялся концерн General Motors. Не удивляйтесь, что GM пошла навстречу конкурентам, пытающимся отбить хлеб у ее дилеров легковых авто. Сейчас этот концерн производит только автомобили, а в 1950-х это был конгломерат, производивший разнообразный транспорт, от лимузинов до тракторов и локомотивов, и даже бытовую технику. Компании было неважно, что продавать, поезда или тачки, лишь бы за это платили.
Инженеры GM решили попробовать создать новый пассажирский поезд с чистого листа, отвергнув старые решения. Он должен был развивать скорость 160 км/ч — необычно много для тех лет — и в то же время быть экономичным.
Для этого в его конструкции много использовали заделы, создаваемые другими подразделениями концерна. Вагоны представляли собой расширенные на 45 см кузова автобусов GM. Каждый вагон опирался всего на две пары колес. Шасси тоже позаимствовали у автобусов. В результате эти вагоны оказались на 25 см ниже стандартных железнодорожных.
Для снижения сопротивления воздуха пространство между вагонами закрывали резиновые юбки. А поскольку эта аэродинамическая фишка мешала работникам станции подлезать к сцепному устройству, инженеры разработали и уникальную автоматическую сцепку, более легкую, чем обычные. Когда вагоны сцепляли, автоматически соединялись и пневматические шланги и электропроводка.
В результате всех этих новшеств каждый вагон весил всего 16 тн.
Дизайн локомотива разрабатывал великолепный Чарльз Джордан — тот самый дизайнер, что оснастил автомобили Cadillac огромными плавниками.
А теперь о просчетах
На уровне концепции, Aerotrain был великолепен. Почти все технические решения, что перечислены выше, позже стали стандартными чертами современных поездов.
Но то сейчас, а тогда отсутствие опыта и желание прыгнуть на несколько ступеней вверх по лестнице эволюции стало роковым — слишком уж много просчетов было сделано.
GM Aerotrain так и не развил расчетной скорости — на практике у машинистов из него получалось выжать около 130 км/ч. Даже на такой скорости пассажиры жаловались на шум и тряску, с которыми автобусная подвеска не справлялась. А 1200-сильных двигателей локомотивов оказалось недостаточно, чтобы поднимать поезд вверх по уклону, и в помощь ему спереди прицепляли обычный тепловоз — тоже, кстати, сделанный локомотивным заводом GM.
Примерно после 10 лет эксплуатации «поездобусы» сняли с линий, заменив традиционными локомотивами и вагонами.