Как работала полиция нравов первой фабрики Генри Форда
На самом деле, эта идея принадлежит Джеймсу Дж. Кузенсу, управляющему первой фабрики Форда, а впоследствии мэру Детройта. И цель у него была не разорить хозяина, а спасти от разорения.
Первый конвейер мира постоянно испытывал трудности из-за текучки кадров. Условия работы были трудными. 8 из 9 новых рабочих не выдерживали монотонный труд по 9 часов в день в обстановке страшного шума.
И надо понимать, что это были за рабочие: по большей части недавние иммигранты из Европы, не знающие языка и законов США, страдающие алкоголизмом, не признающие дисциплины.
И вот в этих условиях Форд объявляет сногсшибательные перемены:
- Дневной оклад поднимается с $2,34 до $5. Нет-нет, это не зарплата, это «доля в прибыли», поправлял Форд газетчиков.
- Рабочая неделя ограничивается 40 часами.
- Чернокожие получили практически равные права с белыми. На фабрике были даже менеджеры-негры, которым дали право увольнять белых подчиненных.
История говорит, что после объявления этих условий толпы людей осадили фабрику, требуя принять их на работу, и даже пытались взять ее штурмом. Толпу на морозе разгоняли, поливая водой из брандспойтов.
Не пить, не курить. Даже дома
Вскоре стало понятно, что Форд требует в обмен от кандидатов:
- знать язык и американские законы,
- не пить, не курить, не нарушать закон, не разводиться.
При фабрике открылась школа, где новичков обучали английскому и заставляли вызубрить главные положения законодательства. После выпуска они проходили своеобразный ритуал: бывшие иммигранты входили в национальных костюмах на фабрику, а выходили одетыми в деловые костюмы, держа в руках флаги США.
Ради соблюдения второго условия Форд учредил что-то вроде полиции нравов. Его шпионы следили за рабочими даже в нерабочее время, могли нагрянуть с неожиданным обыском. Если находили алкоголь, табак или жилье отличалось неряшливостью, применялись санкции — возврат к старой дневной ставке и лишение премии. Попавшись повторно, рабочий подлежал увольнению.