«Смарт», рожденный в СССР: микролитражка «Пеппи» наводит на необычные мысли
Вы не ослышались: мелиорации. Да здравствует очевидность, предназначался он для служебных нужд мелиораторов. Задание на разработку выдали подведомственному НПО «Гидроимпульс» в г. Псков, и уже два месяца спустя его конструкторы представили концепт-кар, ласково названный «Пеппи».
Советский «Смарт»
В задании ключевым был один пункт: цена машины не должна превысить 2000 рублей, или в 2 раза дешевле малолитражки «Ока». Сам подход для советских ведомств неожиданный — танцевать от цены. Никогда до того ТЗ конструкторам не ставили таким образом.
С точки зрения концепции, псковские конструкторы предвосхитили идею, которая позже сделала столь популярным швейцарский двухместный Smart. В салоне нашей машины так же два кресла, двигатель находится сзади и работает на задние колеса. В задней стенке дверь в небольшой багажник и для доступа к мотору. Вес машинки — всего 350 кг.
Такой короткий срок разработки объясняется отчасти обширной унификацией микролитражки с продукцией других заводов:
- Сиденья от «Москвич-2141»,
- Двигатель и коробка передач от мотоцикла «Иж Планета-3»,
- Руль от Lada,
- Лобовое стекло от РАФ-2203.
Где ты, Пеппи?
За те пару месяцев псковчане не только разработали машину, но и выкатили план ее внедрения в народное хозяйство. Через 5 лет, по их планам, ежегодно на «Гидроимпульсе» делали бы 10 тысяч микролитражек не только для собственного министерства, но и для простых горожан и для инвалидов — в версии с ручным управлением.
Но начались лихие девяностые и «Пеппи» закрутило в турбулентностях жизни. Она так и не увидела свет, хотя сыграла решающую роль в судьбе «Гидроимпульса»: завод вскоре был переименован в «Псковавто» и стал делать маршрутки на шасси «ГАЗели».