Почему в мире так мало велоавтобусов: странному факту есть простое объяснение
Они экологичны, бесшумны, а поездка на такой татар-арбе принесет и пользу, и удовольствие.
Более того, физика говорит нам, что у него есть несколько технических преимуществ перед одноместными велосипедами. Например, сопротивление воздуха и трение качения в пересчете на одного ездока оказывается меньше, поэтому энергию он тратит более эффективно. На ровных дорогах педальный автобус, наполненный даже не самой сильной и тренированной командой, легко поддерживает скорость до 30 км/ч — попробуйте-ка на обычном дорожном велике хотя бы минуту ехать на такой скорости!
Но то на ровной поверхности
Проблемы начинаются, когда надо подняться в горку. Те же базовые законы физики, которые на горизонтальной дороге помогали, переходят на сторону зла. Вспомните школьную физику: когда тело поднимается вверх, его потенциальная энергия повышается, на это расходуется мощность ваших мышц. Мощность, увы, ограничена — значит, приходится снижать скорость, переключаясь на пониженную передачу.
Я проделал простенькую калькуляцию, взяв для примера 12-местный велоавтобус собственной массой 1 тн.
- Оказалось, что даже наполнить его командой велогонщиков, он будет подниматься по уклону в 5% со скоростью всего 11 км/ч.
- Если же взять обычных людей, то скорость упадет до 4,3 км/ч.
И это я еще не учитывал потери на трение и то, что в велоавтобусе есть 13-й человек, который не крутит педали — водитель.
Минуточку, а электромотор?
Сейчас в мире быстро растет популярность электрических велосипедов. Люди любят их, в частности, за то, что мотор помогает преодолевать крутые подъемы.
Возможно, та же идея постепенно перекочует в общественный транспорт и совершит маленькую революцию. Приятно помечтать, что не сегодня-завтра маршрутные «Газельки» уступят место таким аппаратам, как на снимках выше.