«Святой Карапет!» Чем удивляют 3 первые советские машины-самоделки

Самодельные автомобили родом из СССР стали культовой частью нашей истории. Когда и как зародилось движение самодельщиков, показывают истории первых проектов этого типа.
«Святой Карапет!» Чем удивляют 3 первые советские машины-самоделки
В общественном достоянии
Вплоть до 1945 г. автомобили в СССР в частные руки не продавались.

Выбор моделей под служебные авто тоже был невелик: в легковом сегменте, например, заводы могли предложить только ГАЗ-М-1 и ЗИС-101.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неудивительно, что движение за самодельные машины зародилось именно в те годы. Тем более, что власти поощряли умельцев: о них писали в газетах, восхваляя рабочего человека, который не только вкалывает на основной работе, но и свободное время посвящает созидательному труду.

Карапет

Самый старый самодельный автомобиль СССР (на заглавном фото), о котором история сохранила сведения, построен в 1930-м двумя инженерами Научного автомоторного института (НАМИ): Д. Карельских и И. Петровым. Несущий кузов, по форме напоминал фюзеляж самолета, нес двух человек, сидящих тандемом, и 8-сильный мотоциклетный мотор.

Слово «Карапет» означает имя повелителя духов, в христианскую эпоху превращенного в святого.

Однако название автомобиля — это всего лишь акроним, образованный первыми буквами имен его конструкторов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ОКТА

Далее в истории 3-летний пробел, и вот следующая самоделка — ОКТА (Опытная конструкция трёхколёсного автомобиля) новочеркасского инженера Е. Киршевского. Его трицикл тоже имел 2 места по схеме тандем, и за счет этого был легким и компактным. Мотор мощностью то ли 4, то ли 8 л. с. разгонял его до 60 км/ч. Говорят, машинка отличалась хорошими внедорожными качествами.

Автомобиль ОКТА фото
Автомобиль ОКТА
В общественном достоянии
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Михлеон

Название третьей самоделки от 1936 г. также образовано от имени его создателяМихайловича Леонида Николаевича. Машина куйбышевского инженера стала первой в СССР моделью с независимой подвеской задних колес и резиновым упругим элементом в передней. 12-сильный мотор от первой советской легковушки НАМИ-1 разгонял ее до 80 км/ч, кроме того, источники хвалят «Михлеон» за хорошую управляемость, проходимость и мягкий ход.

Конструктор использовал машину 3 года, после чего в 1939-м она была мобилизована и работала в городском военкомате аж до 1946 г.

Самодельный автомобиль «Михлеон» фото
Самодельный автомобиль «Михлеон»
В общественном достоянии