Стоит ли доверять китайским автопроизводителям: изучаем с пристрастием главный завод Changan в Китае
От оружия до автомобилей: с чего начиналась история бренда
На российском рынке компания Changan дебютировала в 2013 году. Спустя три года в России стали собирать бюджетный кроссовер Changan CS35, а в 2019-ом — новый Changan CS55. Сегодня модельный ряд марки расширился до 15 моделей. К слову, это одна из наиболее широких линеек, по сравнению с другими китайскими производителями.
Однако подлинная история бренда начинается не совсем с автомобилей. Еще в XIX веке, точнее в 1868 году, в городе Чунцин работало артиллерийское бюро, называемое Changan Automobile. Во время Второй мировой войны промышленное предприятие заслужило звание крупнейшего военного завода Китая, снабжая национальную армию техникой и вооружением. Первыми машинами, выпускаемыми маркой после войны, стали джипы и внедорожники, но и они пользовались спросом в основном у военных. Выпуск пассажирских автомобилей гражданского пользования был налажен с 1984 года. До того, как заявить о себе всему миру, наладив выпуск за рубеж, компания организовала совместное производство с Suzuki, Ford, а позже и с Citroën. Сегодня, помимо известного нам Changan Auto, марка развивает еще 7 брендов, включая Avatr, Oshan, Kaicene, Deepal.
За кулисами завода Changan: инновационный подход к созданию современных автомобилей
Название бренда Changan, состоящее из двух китайских иероглифов (Chang – «долговременный», An – «безопасность») говорит само за себя, обещая покупателю надежные и долговечные машины. Но сегодня, как правило, мало кто верит производителям на слово. Вот и нам хотелось убедиться на личном опыте и увидеть своими глазами, как устроено производство в Чунцине, чем оно отличается от всех остальных, насколько тщательно компания тестирует выпускаемые модели и какие новинки собирается экспортировать в Россию.
На данный момент концерн Changan Auto продолжает расширять глобальное присутствие – у компании есть 14 производственных базы и 33 автомобильных и моторных завода по всему миру. В Чунцине же находится глобальный R&D центр и ключевая стратегическая мануфактура – огромная площадь в районе Лянцзян, включающая 3 завода.
Интеллектуальное производство
Производственных мощностей базы хватает, чтобы сдавать в эксплуатацию около 1 млн автомобилей ежегодно. Чтобы достичь таких объемов производства, компании пришлось пополнить штат – но не людьми, а роботами. Последние не устают, не отвлекаются, не ошибаются, да и к тому же с непревзойденной точностью выполняют работу. Операторам же остается контролировать процесс и заниматься более кропотливыми, вдумчивыми задачами.
Попадая в первый цех, где происходит процесс сварки кузовных деталей и шасси, кажется, что количество роботов здесь превалирует над количеством людей. Первое впечатление не обманчиво: именно на этом этапе задействовано больше всего умных машин, которым удается сваривать по 1000 кузовов за одну смену. На линиях происходит нечто зрелищное, что-то вроде танца, доведенного до автоматизма многочисленными репетициями: каждая роборука раз за разом исполняет заданную алгоритмом последовательность движений, перемещая комплектующие, расплавляя и спаивая металлические конструкции. К слову, сварочные маски роботам не нужны, да и разлетающихся во все стороны искр они не боятся.
Собранные кузова попадают в специальную камеру, где обязательно оцинковываются. В дальнейшем обработанная сталь не будет подвержена коррозии, а значит надолго сохранит первоначальные свойства. Кроме того, на нее лучше ляжет лакокрасочное покрытие.
Роботы на заводе отвечают и за логистику. Беспилотные вагончики со встроенными камерами и лидарами забирают комплектующие со складских помещений, оперативно разводят детали по цехам, объезжая встречающиеся препятствия. Такие помощники экономят время, ускоряя процесс производства, и позволяют сохранить человеческие ресурсы.
Отсутствие кадрового голода и социальное одобрение
Тех проблем, что обычно испытывают крупные производства, вроде недостатка квалифицированных специалистов или текучки кадров, Changan удалось избежать. На производстве заняты порядка 8000 сотрудников, средний возраст которых составляет 27 лет. Страна не испытывает дефицита инженеров, конструкторов, электромехаников, операторов ПО и других профессионалов, востребованных на автомобильных предприятиях. Молодые специалисты устраиваются на стажировку, а спустя время, набравшись опыта, остаются в штате на хорошей ставке. Так образуется сильная, заряженная и креативная юная команда, готовая создавать высококачественный продукт.
Общий принцип коллективизации труда на предприятии в Китае чувствуется, как ни в одной другой стране. Каждый сотрудник на заводе не только знает свое место, но и работает на совесть, понимая важность личного вклада в общее дело.
Несмотря на высокий уровень автоматизации, ручной труд на втором этапе, в цехе сборки, просто необходим. На одной из линий вручную собирается электрика, обрастает проводами приборная панель. Рядом, на соседнем конвейере, собираются платформы для UNI-V и СS55 PLUS, после чего стыкуются с кузовами и снабжаются дополнительными деталями, вроде кресел и дисков, приобретая финальный вид.
Экологичное производство
Чунцин считается промышленным городом, но, как ни странно, качество воздуха в регионе намного лучше, чем в Шанхае или Пекине (этот факт можно проверить по любой карте загрязнения воздуха). Экологически чистое и низкоуглеродное производство — принцип, которому многие годы следует Changan, присоединившись к национальным проектам по сокращению углеродных выбросов. На предприятии предусмотрены системы пыле- и дымоудаления, а также фильтры для снижения содержания ЛОС. Промышленные сточные воды проходят несколько этапов очистки, а электроэнергия генерируется благодаря системе солнечных батарей общей мощностью 28.3 МВт, распределенной на крышах заводских помещений.
Комплексные испытания: лаборатории и полигоны
Прежде чем попасть в дилерские центры, выпущенный заводом автомобиль проходит не одну стадию испытаний. Сначала он попадает в лабораторию NVH (Noise, Vibration, Harshness). В этом цеху на заводе Changan предусмотрено больше 20 камер, где проверяются звуковые характеристики моделей. Все проводимые тесты направлены не только на снижение шумов и вибраций внутри автомобиля, но и на оптимизацию звуков за пределами салона для максимально комфортной езды.
- Безэховая камера. Автомобиль загоняется в помещение со звукопоглощающей обивкой. Там его ставят на подвижную платформу: с ее помощью для машины создаются различные дорожные ситуации, в ходе которых измеряются ударные шумы, присущие двигателю и шасси. Например, для модели Changan CS75 Plus общий уровень шума не должен превышать 38 дБ.
- Реверберационная камера. Пройдя проверку в безэховой камере, машина попадает в звукоотражающую лабораторию, на стенах и на потолке которой расположены сферические и цилиндрические диффузоры. Здесь звуковая волна длиной 1 кГц воздействует на автомобиль примерно 10 секунд. В таких условиях можно оценить звуконепроницаемость каждого автомобиля.
После лабораторных исследований пилоты-испытатели устраивают автомобилям суровые тест-драйвы. Свои машины Changan тестирует на собственном полигоне Chongqing Xibu Automobile Proving Ground площадью 24 000 кв. м. Эта площадка с момента своего открытия, еще 10 лет назад, заслужила звание одного из самых больших автомобильных полигонов на западе Китая.
Сегодня на территории испытательного комплекса проводятся эксперименты как на высокоскоростных трассах, так и на участках с короткими волнами, шумосоздающих покрытиях, полосах под уклоном и на других ландшафтах, позволяющих оценить поведение машины в сложных дорожных условиях.
Нам же удалось устроить экстремальный тестовый заезд для Avatr 11 — дожди в Чунцине не заканчивались второй день. Как только выехали на высокоскоростную трассу, поняли: полноприводный Avatr уверенно себя ведет как на сухом, так и на мокром асфальте. На кольцевой профилированной трассе даже в такую погоду «парень» выложился на максимум, разогнавшись до 180 км/ч. А на участке с булыжным покрытием в салоне было тихо, как во время езды по свежеуложенной асфальтированной дороге. Скажем честно, Avatr 11, созданный на платформе CHN, удивляет не только дизайном, напоминающим космический корабль, технологичными фишками в салоне, высокой аэродинамикой и тихой ездой. Это чуть ли не самый быстрый электромобиль в мире — чтобы разогнаться до сотни, ему нужно всего 4 секунды. Что касается запаса хода, то и здесь одиннадцатый не разочаровывает: одного заряда хватает на 680 км.
Посмотрите видео со звуком: первые несколько секунд едем на Avatr 11 по трассе, выложенной булыжниками, с открытым окном, затем закрываем. Разница слышна сразу — в салоне стало очень тихо!
Самые горячие новинки Changan: интеллектуальный фастбэк, прогрессивный седан и практичный пикап
После посещения R&D центра, куда мы отправились сразу после производства, захотелось сказать: «Заберите все наши деньги и отдайте новенький автомобиль».
Линейка Changan Auto настолько широкая, что российский покупатель может быть и не знаком со всеми моделями и брендами. Поверьте, этот вопрос стоит изучить — вас ждут впечатляющие находки.
Avatr 12
Инновационный электромобиль премиум класса, представленный в сентября этого года. Первое, на что обращаешь внимание, когда подходишь к машине, — отсутствие привычных зеркал. Обзор обеспечивается за счет интеллектуальной внешней системы камер.
Экстерьер фастбэка со скошенной крышей, безрамочными дверями и скрытыми автоматическими ручками полностью соответствует заложенной в бренд идее «эстетики автомобилей будущего». На фоне общего минималистичного подхода к устройству салона выделяется панорамная – от стойки до стойки – узкая полоса дисплея, на который выводится, помимо прочего, вся телеметрия и изображение с камер заднего обзора. По центру установлен огромный планшет информационно-мультимедийного центра от Huawei версии 2.0. Вместо привычного круглого руля у Avatr 12 — стилизованный штурвал самолетного типа. Роботизированная коробка переключения передач находится за рулем. Из других фишек: двери изнутри открываются двойным нажатием кнопки (правда, до этого мы додумались не сразу), все сидения оборудованы подогревом и вентиляцией, а пассажирское еще и функцией массажа, плюс меняется оттенок панорамной крыши.
«Умный» фастбэк доступен в заднеприводной и полноприводной комплектации, имеет адаптивную пневмоподвеску и оснащен усовершенствованной версией автопилота — автомобиль способен держать скорость и дистанцию, объезжать препятствия и избегать столкновений без участия водителя. Безопасность системы проверили на себе: от R&D центра до отеля в час-пик получилось доехать без рук на руле.
В дилерских центрах по всей России новинка должна появиться к 2024 году.
Lamore
Новый седан D-класса Lamore – еще одна флагманская модель Changan, недавно представленная российской аудитории. Переднеприводный автомобиль с роботизированной коробкой. Под капотом у него — компактный и экономичный бензиновый турбомотор объемом 1,5 л. и мощностью 166 л.с. Этого хватит, чтобы разогнать седан до максимальной скорости в 200 км/ч.
Lamore отличается полным набором современных систем безопасности, в том числе интеллектуальный круиз-контроль, системы помощи при экстренном торможении, удержания в полосе, предупреждения о фронтальном столкновении и потенциальной опасности при движении задним ходом. Бонус – видеорегистратор с углом обзора 360 градусов.
В салоне с панорамной крышей чувствуешь себя защищено и уютно: в отделке присутствуют как пластиковые, так и деревянные элементы; сиденья обтянуты экокожей. Удобно, что водительское кресло подстраивается под анатомические особенности владельца, а потом запоминает и сохраняет настройки, синхронизируясь с функцией Face ID.
Hunter Plus
Как признались коллеги из Changan, они сами еще не успели анонсировать пикап бизнес-класса Hunter Plus с комплектацией для кемпинга. Идем на опережение: в новой вариации, которую точно оценят охотники, рыболовы и любители активного образа жизни, внедорожник дополнен тентом с лестницей и выдвижным блоком с инструментами и полевой кухней.
Из явных преимуществ Hunter Plus — отличная проходимость в условиях бездорожья. Благодаря независимым пружинным подвескам, увеличенному дорожному просвету в 225 мм , углам въезда и съезда в 28 и 26 градусов соответственно, пикап с легкостью передвигается по ухабистой местности. А за счет подключаемого полного привода автомобиль свободно, без пробуксовки преодолевает препятствия в виде снега, грязи и канав.
Пикап оснащен четырехцилиндровым бензиновым двигателем с рабочим объемом 2.0 л., мощностью 226 л.с. и тягой в 390 Нм.
Что ж, автопроизводители из Поднебесной давно доказали: они могут делать разные машины, причем не только среднего, но и премиум класса, не хуже аналогов в том же ценовом сегменте. Они запомнили базовую формулу «как сделать хороший автомобиль» и стали ее улучшать, обогнав тех, у кого ее «подсмотрели». Теперь они, например, самостоятельно делают облегченные платформы и работают над новыми версиями мощных электромоторов с продвинутой системой охлаждения.
Китайские бренды в последнее время предоставляют покупателю большой выбор, более того, они адаптируют каждую модель, подстраивая ее под менталитет людей и особенности того рынка, где она будет продаваться: корректируют название, меняют комплектацию, исходя из дорожных условий конкретной страны. Да, еще пару лет назад мы не замечали этот большой сегмент, но сегодня он вышел из тени и ежегодно устраивает нам крайне интересные премьеры.