«Балтику, бирюзовое»: почему все водители девяностых мечтали об этой версии Lada Samara

Ее еще называли «Евросамара» — собиралась эта модель в Финляндии, в городе с таким названием, что вы его до старости не запомните.
«Балтику, бирюзовое»: почему все водители девяностых мечтали об этой версии Lada Samara
Tommi Nummelin | Wikipedia
В финском городе Уусикаупунки находится один из самых необычных автозаводов Европы.

Valmet Automotive не выпускает автомобили под своим брендом. Это контрактный завод, который нанимают «нормальные» автопроизводители, чтобы собирать для них машины. Славится он традиционным финским качеством, поэтому доверяют ему такие элитные марки, как Bentley, BMW, Porsche и многие другие.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Евросамара»

В девяностых годах, впрочем, финны решили, что европейским покупателям не хватает простенького и недорогого хэтчбека. Самыми дешевыми в Евросоюзе были «Лады», но их качество в девяностых было сами знаете, каким.

А что, если те же «Самары» собирать в Финляндии? Сказано — сделано, и с 1996 года с конвейера в Уусикаупунки начали сходить ВАЗ-21093. Из Тольятти поступали подсобранные узлы, из которых финны собирали готовые машины.

Lada Samara Baltic GL image
Lada Samara Baltic GL
Kirill Borisenko | Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мотор и комплектация

Для европейского рынка машину серьезно доработали внешне и внутренне, присвоив ей обозначение ВАЗ-21093 и название Lada Samara Baltic. Родной вазовский движок заменили на аналогичные моторы GM и Bosch мощностью 71 л. с. Спрятали торчащие сварные швы под молдингами, а в версии GL поставили «замыленные» бамперы и изменили дизайн салона. Появились более удобные велюровые сиденья и подушка безопасности для водителя. Гамма цветов была другой, включая красивые вишневый, бирюзовый и фиолетовый.

Фактически, версия Baltic стала первой серийной «Ладой» с подушкой безопасности.

Не взлетела

Торжественный запуск «Евросамары» в производство оказался смазан неприятным инцидентом: в цехе погас свет, и в толпе заговорили о «недобром знаке». Суеверия суевериями, а первые же 2000 экземпляров европейские регуляторы не пустили в автосалоны: у них не было катализаторов. Кто недосмотрел, непонятно. По-видимому, эти автомобили в итоге были импортированы в Россию, радостно удивив наших водителей, истосковавшихся по хорошему качеству.

Ошибку исправили, но все равно выпуск был в разы меньше, чем авторы проекта рассчитывали. Машина оставалась на конвейере около 2 лет, после чего Valmet вернулся к производству авто европейских брендов.