«Прогресс, зер гут!» 3 факта о самом мифическом автобусе в СССР
Взять хотя бы «Завод "Прогресс"", работавший с 1945 по 1991 годы в Берлине, а потом в местечке Цезен рядом с Кёнигс-Вустерхаузеном в войсковой части пп 18702.
Основным его занятием был капремонт армейских грузовиков ГАЗ и ЗИЛ. Дело было поставлено на широкую ногу: в лучшие годы здесь работало до 3000 человек, а ежегодный выпуск превышал 1000 отремонтированных машин. Впрочем, в его истории были вещи поинтереснее.
Факт №1. Бренд «Прогресс»
Завод выпускал также широкую линейку автобусов разных моделей — от простых школьных и служебных до крутых штабных, сделанных на вездеходном шасси ЗИЛ-157. Завод разработал свой бренд «Прогресс» и овальную эмблему с буквами ЗП.
Общий выпуск был невелик, до 200 автобусов в год, и целиком оставался в Германии, так что граждане Советского Союза, по большому счету, и не слыхали о таких автобусах до самого момента вывода советских войск из ГДР.
Факт №2. Немцы в Советской армии
«Прогресс» стал, возможно, единственным оборонным предприятием СССР, на котором массово трудились иностранные граждане. Немцы выполняли все кузовное производство, технологи и инженеры также были местными. Даже техническая документация велась на немецком и несла штамп Werk Progress. Несмотря на то, что многие автобусы «Прогресс» были переработанными версиями советских автобусов ГАЗ и ПАЗ, оснащенными немецкой светотехникой и несколькими другими узлами.
Работали немцы и русские раздельно. Формально общим начальником был советский офицер, руководитель завода, но в реальности первыми управлял «представитель немецкого коллектива». Примечательно, что режим труда у них был более тяжелым. Немцы подчинялись трудовому кодексу ГДР и работали с 6 до 14 часов 6 дней в неделю, а русские 5 дней с 9 до 18 часов, согласно закону об охране труда СССР.
Факт №3. Влияние немецкой культуры
В августе 1991 года завод посетил первый зампред Верховного Совета РСФСР С. А. Филатов. Он был восхищен богатым оснащением и хорошим состоянием завода — видимо, аналогичные заводы на территории СССР этим не радовали. Наверняка здесь чувствуется влияние производственной культуры, свойственной немецкой нации.
Он же предложил вывезти завод, поскольку близился момент, когда советские войска должны были покинуть Германию. Реализовать эту идею, увы, не удалось. Хотелось бы, чтобы прогресса (или «Прогресса»?) в России было больше.