«Вызывайте санитаров»: 3 удивительных факта о скромном предке скорой помощи

Почему санитарные автомобили в СССР делались на шасси грузовика, какое спецоборудование было у ПАЗ-653 и почему эта машина вошла в историю под двумя разными названиями: собрали все самое интересное.
«Вызывайте санитаров»: 3 удивительных факта о скромном предке скорой помощи
В общественном достоянии
В 1951 году Горьковский автобусный завод был передан Министерству промышленности средств связи СССР.

Номенклатуру предприятия, автобус и санитарный автомобиль, передали Заводу автотракторного инструмента в г. Павлово Горьковской области. Так в результате странной ротации (впрочем, типичной для советских времен) родился всем известный ПАЗ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Два названия «санитарки»

Производство переданного павловчанам медавтомобиля ГЗА-653 пришлось отложить – автобус был нужнее, а мощностей завода не хватало, чтобы удовлетворить спрос.

А потом автозавод имени Молотова, поставлявший на ПАЗ кабины, изменил конструкцию, и пришлось перерабатывать кузов. Если изначально у ГАЗ-овской машины кабина плавно переходила в салон, то теперь они были отдельными, соединяясь только переговорным окошком в мягком «тамбуре».

В итоге выпуск начался лишь в конце 1953-го. По иронии судьбы, первой моделью новорожденного Павловского автобусного завода стал не автобус, а санитарный автомобиль ПАЗ-653.

Спецоборудование

Отвечая на вопрос первого абзаца: собственно, спецоборудования в медавтомобиле не было. Ну, если не считать фару над кабиной с нарисованным на колбе красным крестом. Кузов делался на деревянном каркасе и обшивался металлическими листами. Внутри были носилки для больного, по одному борту скамья для медиков, а по другую ящички для медикаментов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вентилировался салон через три раковины на крыше или через окна – чтобы их опустить, надо было покрутить ручку стеклоподъемника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
ПАЗ-653, санитарная машина
Деревянно-металлический кузов был настолько трудоемким в производстве, что санитарная машина оставалась убыточной для завода от начала и до конца производства.
В общественном достоянии

Почему грузовик

Делался санитарный автомобиль на шасси ГАЗ-51К — модификации, от базового грузовика отличавшейся более мягкой подвеской. Даже с учетом этого изменения уровень комфорта не зашкаливал.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Впрочем, для советских дорог пятидесятых-шестидесятых годов именно такой «медбронепоезд», по меткому определению одного читателя, подходил лучше всего. Попробуйте-ка доехать на микроавтобусе или легковушке по раскисшим осенним грунтовкам до колхоза, чтобы вакцинировать школьников от туберкулеза.

В 1956 году инженеры ПАЗа попробовали чуть повысить комфорт хотя бы для больного, разработав носилки с амортизацией. Но запустить их в производство не разрешили: другое предприятие уже разрабатывало первый автомобиль скорой помощи. Настоящий, специализированный. Год спустя производство ПАЗ-653 было свернуто.